Денис Носевич

Комфортная тьма


Однажды, засыпая после тяжело­го дня, я почувствовал, что смотрю на себя со стороны. И в тот же мо­мент ощутил себя в стягивающей тьме, которая Хоть и была тяжела, но давала ощущение полного ком­форта. Это продолжалось несколько минут, после чего я проснулся, по­чувствовав, что тело полностью от­дохнуло. И ощутил необъяснимый прилив радости и силы.

Я вскочил с кровати и в ту же се­кунду осознал, что иду по пляжу, а рядом тихо плещется море. Я ни о чем не думал, наслаждаясь природой и шумом моря, разглядывая деревья и впитывая энергию всего того, что ме­ня окружало, и в то же время отдавая и свою энергию птицам, деревьям, камням и морю. Выйдя на каменную гряду, которая выдавалась в море на несколько метров, я встал на ее край и начал смотреть туда, где должен был быть горизонт. Стоя в темноте, я почувствовал, как меня охватывает чувство полного покоя, и в тот же мо­мент я увидел линию, которая отде­ляла небо от Земли. И главное — я знал, что не использовал глаза в тот момент, когда видел все это.

Той ночью я ощутил взаимосвязь с природой и Землей, чувство, кото­рого никогда прежде не было. Каса­ясь Тайны, я ощутил великую радость от сознания, что во Вселенной есть еще не­тто, выходящее за рамки привычного мира.

Откуда это во мне взялось? Ответ звучит неправдоподобно: всего  лишь  техника. Методика, помогающая испытать состояние из­мененного осознания  без каких бы то ни было внешне-материальных воздействий.

Карлос Кастанеда и необычная реальность

Несколько лет назад мне попа­лась книга под Названием «Учение Дона Хуана», написанная Карлосом Кастанедой. Он, студент факультета антропологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, от­правился в Мексику. Там автор встретился с индейцем племени яки — доном Хуаном, который обучал его достигать состояния изменен­ного осознания по методике индейцев-тольтеков.

Чтобы не запутаться в терминах, оговорюсь, что состояние изменен­ного осознания есть иная форма восприятия окружающего нас мира.

Кастанеда рассматривает снови­дения как лазейку в иные миры, через которую просачиваются по­токи неведомой энергии. Сон — это, по Кастанеде, тренировка спо­собности образовывать новые сис­темы взаимосвязи между энергией и телом и удерживать эти системы. Иными словами — то же бодрство­вание. И, в частности, при концен­трации всей нашей энергии на воз­можности «проснуться во сне» сновидение превращается в совершен­но потрясающий мир, отличный от повседневной жизни. Но тем не менее он при достаточной концен­трации управляем.

…Как-то я подумал, что давно уже не общался с друзьями в США. Вечером, засыпая, увидел сон, из которого усилием воли перешел в состояние видения. И оказался недалеко от места, где жил в течение полугода, обуча­ясь в американской школе, у дома моего друга. Он открыл дверь и вышел на ули­цу, не выказывая ни малейшего удивления моим появлением. Мы за­мечательно пообщались (хотя и не с помощью разговора). Увидел и остальных друзей, после чего ощу­тил, что меня что-то тянет назад — и проснулся у себя дома. Самое по­разительное, что потом выяснилось: ответы (хотя это, повторюсь, не бы­ло диалогом в привычном смысле слова) друзей в данной ситуации были совершенно адекватны той реальности, в которой они жили и о которой я не знал.

Такие вещи случаются достаточ­но часто при полной концентра­ции сознания в состоянии снови­дения. Разговаривая с теми, кто занимается изучением эзотеричес­ких явлений, я услышал множест­во невероятных с точки зрения большинства обычных людей ис­торий и происшествий.

Один мой хороший друг работал в очень хлопотливом месте, и у не­го мало времени оставалось на чтение. Однажды во сне, войдя в со­стояние повышенного осознания, он увидел книгу, которую давно хотел прочесть. Та открылась где-то на середине. Пока знакомый чи­тал, ключевые моменты текста на­чали сами собой подчеркиваться. Проснувшись, он эти моменты вспомнил, и с тех пор одна из от­меченных фраз стала его жизнен­ным кредо.

Люди, которые не смотрят на ве­щи так, как это делаем мы в своем обычном мире, а видят энергетиче­скую сущность различных вещей, у Кастанеды называются видящими. Но видящий, кроме всего указан­ного, может еще и проникать в дру­гие измерения. Например, в опас­ный и загадочный мир неорганиче­ских существ, о котором много пи­сал Кастанеда, сам чуть не ставший их жертвой.

Использование видящими зна­ния, накопленного в мире неорга­нических существ, позволяет пола­гать, что все те родственники, зна­комые или друзья, которые являются нам во сне — это и есть не­органические существа, принима­ющие их облик. Таких называют лазутчиками. Столкнувшись с ни­ми, мы чувствуем волнение и лег­кую болезненность.

При этом главным условием для совершения путешествий или осознания, как ее называют, Тай­ны, — остановка внутреннего диа­лога. То есть того постоянного разговора, идущего у нас в голове, фильтрующего и корректирующего наше мироощущение, откиды­вая все неизвестное и противясь незнакомому. И, следовательно, мешающего воспринимать мир та­ким, какой он есть.

Но как только внутренний диа­лог прекращается, сон становится инструментом не только для запла­нированного общения, но и для ре­шения огромного количества задач: приобретения и накопления зна­ний, изучения влияния, которое личность оказывает на реальность.

Семь уровней пути к свободе

Я захотел найти подтверждение тому, о чем в своих книгах расска­зывает Кастанеда, и начал приме­нять на практике техники, которые обычно предлагаются на начальной стадии обучения.

Однако для овладения этим ис­кусством необходимо знать, что существует семь уровней сновидения. Дон Хуан Матус из племени индей­цев яки, который был духовным ас­систентом Карлоса Кастанеды, го­ворит, что на каждом этапе сущест­вуют две ступени: достижение уров­ня и его исследование. Карлос Кастанеда добавляет к этому, что в каждом уровне есть еще два манев­ра — проникновение в уровень и движение по нему. Каждый уровень

имеет свои препятствия, и каждое из них преодолевается за счет наме­рения — то есть способности рас­познать, принять и воплотить необ­ходимое. Дон Хуан говорит, что на­мерение требует воображения, це­ленаправленности и дисциплины. Только в этом случае можно ощутить само намерение и управлять им как энергией.

Первый уровень. Он сводится к умению увидеть самого себя со стороны в тот момент, когда вы за­сыпаете, а затем проснуться, не по­кидая сновидения. Если этого до­биться, приходит осознание перво­го уровня: ощущение тяжелой и вместе с тем комфортной тьмы.

Для перехода из темной области в состояние сновидения вам нужно намереваться сделать это. После чего вы сможете рассмотреть раз­личные образы, до которых, как вам покажется, вы буквально дотя­гиваетесь рукой.

Самое главное, как на данном этапе, так и на всех последующих — быть отрешенным от того, что вы видите. Например, при виде змеи, заползающей в вашу голову, вы мо­жете испугаться и впасть в панику, тем самым подвергнув себя опасно­сти. Однако если вы дадите змее проползти и сделать то, что она на­меревается, то вы сможете стать об­ладателем части Тайны.

Сразу хочу заметить — и это относится не только к учению Дона Хуана, но и практически ко всем эзотерическим учениям, — что от­правляться на поиски свободы без квалифицированного ассистента очень опасно. Многие люди, кото­рые занимались такими учениями вплотную, уже либо исчезли из этого мира и никогда больше сюда не возвращались, либо возвраща­лись с различными заболеваниями нефизического характера — то есть готовыми пациентами сумасшед­шего дома. Поэтому, почувствовав, что преодолеваешь первый уро­вень, необходимо немедленно ос­тановить практику и попытаться

найти себе помощника, который уже прошел через все это и спосо­бен оказать поддержку.

Второй уровень. Для достиже­ния его вам в состоянии сновиде­ния необходимо, используя силу воображения, представить, что вы просыпаетесь или переноситесь в другой сон. На этом уровне вы учитесь выслеживать лазутчиков. Прослеживая, как лазутчики от­правляются обратно в свой мир, вы сможете научиться путешествовать не с помощью рук и ног, а с помо­щью воображения.

После освоения данного уровня вам, согласно дону Хуану, пред­ставится возможность совершать путешествия в другие измерения. В одном из них мы можем столк­нуться с миром неорганических существ, который для многих практиков становился завершени­ем пути. Ибо неорганические су­щества могут научить многим полезным вещам, однако взамен они требуют, чтобы вы остались вмес­те с ними. Тем не менее с помо­щью несгибаемого намерения вы сможете противостоять соблазнам с их стороны.

Третий уровень. Здесь вы начи­наете сливаться в своем сновидении с окружающим миром и приступа­ете к налаживанию контакта со сво­им энергетическим телом. В данной практике оно носит название тела сновидения. Вы начинаете создавать и оформлять его, добиваясь его ав­тономности. На этом этапе вы разо­вьете и укрепите свое умение пере­двигаться с помощью воображения.

Четвертый уровень. На нем, ис­пользуя свое тело сновидения, вы сможете путешествовать в опреде­ленные, выбранные вами места. На четвертом уровне существуют три возможности: путешествовать по различным местам этого мира, пу­тешествовать в точки иных миров, а также путешествовать в сновидени­ях Других людей.

Уровни с пятого по седьмой во­обще очень сложно описать слова­ми. Однако они включают в себя такие возможности, как пребыва­ние в двух или трех местах одновре­менно, телепортация и кое-что дру­гое. Но если коротко — достигнув седьмого уровня, человек получает возможность обрести полную сво­боду — главную цель всего учения древних тольтеков.

Добился ли я, чего хотел, когда приступал к тренировке по их мето­дике? Не знаю — мир постижим, но бесконечен, и кто может похвас­таться, что по-настоящему проник хотя бы в одну его тайну? Но я до­бился приближения к постижению своего собственного мира...

 

 

 


Ольга Крушельницкая

 

СОН    ПРАВДУ СКАЖЕТ?


 

Сержант милиции Иван Р. уви­дел сон. «Мне приснилось, будто с моего мотоцикла украли ветро­вые стекла, — рассказывает он. — Не найдя их, я вернулся на место, но не обнаружил там уже и мото­цикла. Дальнейшие поиски при­веди в деревню, где я жил рань­ше, к кладбищу. Дошел до его от­крытых ворот и только хотел сде­лать шаг, чтобы попасть внутрь, как увидел свой мотоцикл рядом, в луже. И я вернулся...

Обычно сны не помню, но этот Врезался в память, словно кино смотрел. А через четыре часа была авария, в которой я действительно потерял оба ветровых стекла. А главное, что от смерти меня отде­лял тот самый шаг, которого я не сделал (удар пришелся на 60 см впереди меня)...»

Кто предупредил сержанта о возможной беде?

То, что во сне можно узнать бу­дущее или уже случившееся, но пока не известное, люди замечали с незапамятных времен. В Древ­ней Греции, например, сновиде­ниями даже руководствовались, принимая важные решения: в спе­циальных храмах Спарты особые чиновники — эфоры — укладыва­лись спать, чтобы получить указа­ние свыше.


Философы тоже о снах задумы­вались. Сократ, например, верил в божественное происхождение сно­видений и полагал, что они могут предвещать будущее. Тибетские му­дрецы пошли еще дальше, о чем и поведали в медицинском трактате «Чжуд-Ши». По их мнению, если приснится, например, лучший бык стада, какая-нибудь знаменитость и тому подобные приятные вещи, то это к долгой жизни, здоровью и бо­гатству. А вот когда привидится не­что остросюжетное, вроде катания на трупе — значит, плохи дела: это подает сигнал «Хозяин смерти»...

Короче говоря, понять природу сновидений люди стремились из­давна. Причем многие искренне ве­рили, что через сновидения проис­ходит контакт с другими мирами. Зато материалисты-греки не раз пытались развенчать мистические выдумки. Аристотель, к примеру, утверждал, что сновидения — это вовсе не «язык богов», а лишь дневные впечатления наших орга­нов чувств. Что ж, бывает и такое. Но только что ответил бы философ нашему сержанту?

Роковые знаки

В 1812 году супруге генерала Александра Тучкова Маргарите приснилось, что над ее головой ви­сит рамка, и в ней кровавыми бук­вами по-французски написано: «Твоя судьба решится в Бородине». «Где находится Бородино, мой ми­лый? Тебя убьют в Бородине!» — бросилась она к мужу. «Бородино?    переспросил  он.     Я   впервые слышу это название».

Сон повторился, и, чтобы успо­коить жену, генерал предложил ей посмотреть военную карту России. Но и там Бородина не оказалось. Вскоре Тучков уехал на войну, где все и сбылось. Генерал погиб со зна­менем в руках, возглавляя безнадёжную, но необходимую контратаку.

Вряд ли Маргарита Тучкова мог­ла спорить с судьбой и спасти мужа от гибели. Да и сам генерал, если бы и верил сновидениям, наверня­ка предпочел бы умереть в бою, чем прослыть трусом.

Но не только о человеке может «проявить заботу» сон. Известно, например, что после смерти автора «Божественной комедии» обнару­жилось, что в последней части по­эмы — «Рай» — не оказалось завер­шающего, тринадцатого стиха. Сы­новья Данте, Якобо и Пьеро, тоже, кстати, поэты, так и не смогли его дописать. И вот спустя год после смерти отца Якобо увидел сон: по­койный посоветовал не пытаться писать новые стихи, а искать уже написанное. Он отвел сына в свою комнату, и, показав на стену, ска­зал: «То, что вы так долго ищете, находится здесь». И действительно — проснувшись, Якобо обнаружил: в стене за гобеленом оказалась ни­ша, где и лежала рукопись послед­них) стиха.

Долгое время изучение снов свя­зывали с именем основателя психо­анализа, австрийского психолога и психиатра  Зигмунда  Фрейда. Он полагал, что мы видим в снах свои подавленные   желания. Не имея возможности исполниться наяву, они «сбываются» на уровне подсо­знания, но зачастую символически. Однако Фрейд несколько упро­щал проблему, о чем ему не раз го­ворили коллеги. Да и факты не уклалываются в его гипотезу. Вот, к примеру, О. Адамова-Слиозберг вспоминает один из эпизодов своей жизни в сталинском лагере. Однаж­ды у нее раэболелись зубы, а идти к врачу разрешили только тогда, ког­да вздулся флюс. В 35-градусный мороз предстояло пройти 10 кило­метров, причем после бессонной ночи. «Я решила отдохнуть и легла в сугроб, — пишет она. — Сразу оцепенение охватило меня, и я за­снула. И увидела мамино лицо, красное от напряжения и гнева.

— Сейчас же вставай! — говори­ла мама.

Мамочка, не надо меня бу­дить, мне так хорошо. Хорошо так умереть и больше не мучиться. Ма­мочка, дай мне умереть!

— Ты умрешь, отдохнешь, а я? Я буду жить о мыслью, что никогда тебя не увижу, что ты погибла в су­гробе. Я-то ведь не могу умереть, у меня твои дети на руках!


 

Пришлось встать и идти. «Через полчаса я без сил опять легла в су­гроб и опять увидела мамино лицо, и опять встала и поплелась. Шла я эти десять километров часов пять. Ложилась в сугроб и вставала, по­тому что неотступно видела мами­но лицо. В больнице я свалилась без памяти с температурой и проле­жала неделю. Доктор удивлялся, как я дошла в таком состоянии».

Большинство современных ис­следователей придерживается пози­ции швейцарского ученого, основа­теля аналитической психологии К. Юнга, который считал, что функ­ция снов заключается в попытке восстановить целостное психичес­кое равновесие человека. Сон мо­жет напомнить человеку о том, что тот слишком высокого мнения о себе или его планы не соответству­ют возможностям. Во сне можно даже увидеть результат своих опро­метчивых поступков: то, что мы со­знательно стараемся не замечать, улавливает подсознание и может сообщить об этом в сновидении.

Однако и сам Юнг рассказывает о сновидениях, которые не укладываются в эту схему. Вот, например, ис­тория десятилетней девочки, которая подарила своему папе в день рожде­ния тетрадь с записями своих снов.

Сны ее были жуткими и странны­ми. В них был пой рогатый змей, который всех убивал. Мышь, изъе­денная червями, превращалась в че­ловека. Плохой мальчик бросал кам­ни в прохожих, отчего они тоже ста­новились плохими. Комариная туча закрывала все, кроме одной звезды, и та падала на девочку... «Когда я впервые прочел эти сны, — пишет К, Юнг, — у меня возникло жуткое чувство неминуемого несчастья. Оно было вызвано особой природой ком­пенсации, которую я вычислил из символизма снов. Эта природа противоположна всему, что можно оты­скать в сознании девочки этого воз­раста. Такие образы можно предпо­ложить в снах стариков, оглядываю­щихся на прожитую жизнь.

Конец был трагичен: девочку так и не удалось спасти...

Доктор медицинских наук В. Ка­саткин связал типы сновидений с болезнями. Такой сон может сооб­щить о болезни, уже начавшейся, но пока не замечаемой сознанием.

Но и в касаткинскую схему укла­дывается далеко не все. Как, на­пример, объяснить, что инженеру Юрию с. снятся предвестники бо­лезней задолго до того, как их симптомы появляются в организме. «Я уже научился распознавать, — пишет он, — какой сон к какой бо­лезни. Даже могу высчитать с точ­ностью до одного дня. Вот только одного не пойму: как организм мо­жет предчувствовать, скажем, за двадцать дней отравление пищевы­ми продуктами? А такое случа­лось».

Так обстоят дела с наукой. В це­лом можно сказать, что она мало что знает и потому много предпо­лагает.

Не давай себя в обиду

Этот совет пригодится тем, кому снятся страшные сны. Древние жрецы, например, составляли спе­циальные молитвы и заклинания, которые следовало произносить по­сле неприятных сновидений, глядя на восходящее солнце. Современ­ная народная мудрость обходится без заклинаний и рекомендует по­сле кошмарного сна просто... схо­дить в туалет и лечь снова, чтобы увидеть что-то более приятное.

Но в сложных случаях для того, чтобы не снился плохой сон, при­дется поработать над ним более активно, как это сделал, например, Михаил Зощенко. Многие годы ему снились грязные нищие, которые неожиданно появлялись у него в комнате или пытались взломать входную дверь. Его преследовали огромные тигры, откуда-то сверху тянулась страшная рука... В конце концов писатель стал нервничать, страшиться ночи, темноты, еды, а насильно проглоченный кусок хле­ба вызывал тошноту.

Тогда Зощенко стал записывать и анализировать свои сны. Образ нищего, по его мнению, мог воз­никнуть во снах, потому что когда мальчику было три года, мать шут­ливо протянула его одному из ре­альных прототипов нынешних

Кошмарных персонажей писателя, сильно испугав. Тигр вообще не имел никаких ассоциаций. Что же касается руки, то после долгих раз­думий писателю приснился некий «поясняющий» сон.

«Я увидел длинный коридор, — пишет М. Зощенко. — Очень свет­лый. Со множеством окон. Что есть духу я бегу по этому коридору. Кто-то гонится за мной.

 

 

Слегка обернувшись, я вижу человека, в руке которого нож. Длинный, блестя­щий., сверкающий нож. Этот нож занесен надо мной». И далее; «Я тотчас понял этот сон. Окна кори­дора мне дали точный ориентир. Это были огромные светлые окна больницы, видимо, операционной. Нет сомнения: рука с ножом — ру­ка врача, хирурга». И тогда писа­тель вспомнил рассказ матери о том. как в двухлетнем возрасте ему сделали операцию — спешно, без хлороформа, потому что начина­лось заражение крови. Мать услы­шала ужасный крик сына и потеря­ла сознание...

Осмыслив свои сновидения, пи­сатель понял причины невроза и справился с ним.

О том, что можно бороться с кошмарами и сознательно вызы­вать благоприятные сюжеты снови­дений, догадывались давно. В древ­нейшей системе ушу — школе Шоу-Дао («путь спокойствия»), на­пример, существует упражнение, которые называется «снежинка, упавшая с неба».

Ложась спать, представьте себе что-нибудь приятное и постарай­тесь ДОСТИЧЬ ПОЛНОГО СПОКОЙСТВИЯ. После этого вообразите, что вас тя­нет назад с огромной силой, и вот вы уже попадаете в то время, когда вам было на 10, 20, 30 лет меньше. Наконец, вы достигаете возраста юности и чувствуете, как омолажи­вается организм: ваши мышцы уп­руги, кожа свежая и гладкая, вы полны сил... Как утверждают по­следователи Шоу-Дао, если делать это упражнение ежедневно, то оно дает удивительный эффект.

И современные психологи счита­ют, что снами можно сознательно управлять. Для этого надо запоми­нать и пересказывать свои сновиде­ния, а потом постараться придать им нужное направление.

Более удивительный способ воз­действия на сны — так называемый метод осознанных сновидений. Де­ло в том, что у многих людей хоть раз в жизни бывает случай, когда им кажется, что они проснулись, но сон продолжается. Если понять, что видишь «сон во сне», то можно позволить себе все что угодно: ле­тать, встречаться с людьми и вы­мышленными персонажами, при­казывать себе стать здоровее, ре­шать задачи, которые не поддава­лись наяву.

Например, одной толстушке уда­лось регулярно входить в такое со­стояние и представлять себе всевозможные вкусные вещи. Во сне она «ела» их досыта, убеждая себя, что чувство сытости сохранится и наяву. Так она смогла обмануть свой организм и стать стройной.

Соблазнительно, не правда ли? Недаром техника осознанных сно­видений стала в наши дни модной, затмив йогу и развитие экстрасен­сорных способностей. Новоиспе­ченные учителя публикуют объяв­ления о наборе в группы осознан­ного сновидения. Как правило, люди эти собственного опыта обращения со столь тонким явлени­ем, как сон, не имеют, и их позна­ния почерпнуты из зарубежных книг, которые в последние годы появились в наших книжных ма­газинах. Такие «гуру» не задумыва­ются о том, что осознанные снови­дения — результат воздействия на малоизученные процессы челове­ческой психики, а она — инстру­мент тонкий, ее легко травмиро­вать неумелым вторжением. И по­могут ли эти учителя, если их по­допечных начнут преследовать монстры уже не во сне, а наяву, как это не раз бывало с прилежны­ми учениками экстрасенсов?..

Чтобы нормально войти в состо­яние осознанных сновидений, со­временные специалисты предлага­ют разные методы — от самовну­шения до использования специаль­ных электронных устройств. На­пример, компьютер определит по движению глаз момент, когда начи­наются сновидения, и пошлет све­товой сигнал, достаточный, чтобы понять, что спишь, но не проснуть­ся окончательно.

Подведем некоторые итоги. Главный заключается в том, что природа сновидений остается во многом непонятой. Честные исследователи предпочитают не изобра­жать всезнание, а признают, что науке еще многое не известно. Так, знаменитый хирург Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) относил сны к сверхъестественным, научно не объяснимым способностям че­ловеческого духа. К. Юнг тоже го­ворил, что есть сны, которые при­ходят «прямо с небес», и остается лишь удивляться, что побудило этот сон быть таким. В итоге долго­летних исследований ученый при­шел к выводу, что сны зарождают­ся в духе, который носит не вполне человеческий характер, а является скорее дыханием природы. Нам же остается прислушиваться к этому дыханию, стараясь по море сил уловить его загадочный смысл.


 

 

© Журнал «Неизвестная планета» под моим когда-то редакторством (ныне скончавшийся)

 


 





Хостинг от uCoz