Кузнецов Б.В.

Малоизвестные документы

История еще одного неосуществленного проекта по обустройству России

 

Россию у нас обустраивать любят. Про собственный дом и двор позабыть могут, но только не о переустройстве страны на лучший лад. Было это всегда и, видимо, будет всегда. Но все же одна из самых, пожалуй, оригинальных идей преобразования России была высказана в 1804 году. И предусматривала она в идеале не больше и не меньше как осуществление государственного, общественного, военного и духовного руководства страной людьми без пола. И далеко не отсутствие деревянного или каменного покрытия в домах имеется в виду

Для того чтобы можно было понять, как такие идеи могли появиться на свет, необходимо дать хотя бы небольшую справку о состоянии умов России того времени.

 

Итак, в самом начале блестящего XIX века Россия переживала бурный всплеск мистических ожиданий и настроений. Как писал накануне этого века украинский мыслитель, сам не чуждый мистики, Григорий Сковорода: «Всю жизнь мы ходили в церковь. И что же? Правду скажем, - стояли мы в ней со скукой, как и прочие, не понимая трудного и неудобопонятного книжного слога… От стояния в церквах ум наш ничуть не приходил к познанию себя, Бога и Его святой воли». Таково, действительно было мнение многих, а хотелось свежего, неизведанного и непременно тайного. Потусторонних откровений жаждали в одинаковой мере и аристократия, и простонародье. Правда, способы получения этих истин и приобщения к ним существенно разнились. Аристократический Петербург погрузился в рафинированный мистицизм. Практически каждый уважающий себя человек, состоял либо в масонской ложе, либо в каком-нибудь мистическом обществе. Те же, кто игнорировали теософские проблемы, рисковали оказаться в положении неотесанной деревенщины. В России начали свободно переводить и издавать, а главное зачитываться, трудами западных мистиков Эккартсгаузена, Юнга, Штиллинга.

Над страной витал дух мистического богоискательства. Как пишет современник: «Во всех внезапно обнаружилась ревность к слову Божию и стремление просвещать «сидящих в сене смертной». Губернаторы начали говорить речи, совершенно похожие на проповеди; городничие и градские головы, капитан-исправники и становые пристава с успехом распространяли Священное Писание и доносили о том по начальству в благочестивых письмах.»

Народ по-своему участвовал в этих исканиях. Кроме большого количества раскольнических толков и согласий, оживились старые и появились новые секты, в которые уходило все больше и больше православного народа. (В конце века для Владимира Соловьева это было неоспоримым свидетельством особой богоискательской природы русского человека.)

На фоне всего этого происходили удивительные вещи, - аристократия, видимо, в евангельском желании опроститься, двинулась навстречу народному сектантству. В знаменитом кружке Татариновой, сперва представлявшем собою некий элитный мистический салон, вскоре были приняты радения как у хлыстов. Сперва простонародные песни, верчение и бормотание пророков в белых рубахах слегка шокировали знатных господ. Но очень скоро они «отложили и попрали ногами всю мудрость людскую с ее приличиями», и решились «сделаться как бы глупцами и юродивыми ради Бога» и сами пустились в неистовый пляс. К своему удивлению, они вскоре нашли это времяпрепровождение весьма полезным и приятным. Даже самые равнодушные соглашались, что «тот род движения производит такую транспирацию», после которой «чувствуешь себя каждый раз необыкновенно легким и свежим».

Все, что происходило, - происходило с благосклонного ведома императора. Наделенный некой женственной податливостью характер Александра I породил в нем самом искренний интерес и сочувствие к различным мистическим исканиям и пророчествам. Он прислушивался и даже одобрял духовные устремления знати, к сектантству же был чрезвычайно терпим, а порой, и по-отечески ласков и добр. На богоискателей из народа прекратились гонения, были возвращены узники и ссыльные из числа сектантов. Милости Александра распространились даже на самых крайних из их числа, - на скопцов. В 1801 году сердобольный император распорядился отпустить тех из них, кто находился в заключении, «поелику они подобным невежеством и вредным поступком сами себя довольно наказали».

Как раз из скопческих кругов и вышел интересующий нас документ. Сама секта появилась во второй половине XVIII века, отделившись от хлыстов. Бурные радения, аскетизм, идея о том, что Господь, может воплотиться в живом человеке, все это в хлыстовстве будущих скопцов устраивало, однако за спасение души, они считали, надо бороться гораздо усерднее и строже. Спасать душу в борьбе с похотливой плотью они решили радикально – оскоплением. Вождем этих отважных оберегателей своих душ стал крестьянин Кондратий Селиванов, признанный вскоре сыном Божиим и искупителем, а заодно и императором Петром III, который пришел спасти мир от лепости (т.е. сладострастия). Скопцы на радениях воспевали о нем:

«Уж на том ли на храбром коне

Искупитель наш покатывает:

Он катает со златыми ключами,

По всем четырем сторонушкам,

По иным землям Французским,

Французским и Иркутским.

Набирает полки премудрые,

Кавалерию духовную».

 

 

До поры до времени Селиванову не так просто было набирать себе «духовную кавалерию». Соответствующие государственные органы, как следует присмотревшись к живому Богу, отправили его прямиком в Сибирь. Но времена вскоре изменились, настало благодатное для скопцов время царствования Александра I. В их памяти эти годы остались самой счастливой и безмятежной порой. Их не запрещали, они почти в открытую совершали свои обряды, к их пророкам с трепетом приезжала на поклон столичная знать. Сам Петербург на это время стал для них подлинной «землей обетованной». Воодушевившись такими послаблениями и присмотревшись к настроениям в обществе, они решили, что час скопческого царства уже не за горами. И вот тогда-то и появился проект о государственном преобразовании России.

Автором его был Алексей Михайлович Еленский. Поляк по происхождению, он некогда служил камергером при дворе польского короля Станислава-Августа Понятовского, но после второго раздела Польши в 1793 году он предпочел перейти на русскую службу и принять православие. В Петербурге Еленский стал статским советником. Приезжий поляк был очень начитан и аскетичен, любил уединение и имел явную склонность к мистицизму. Этого оказалось достаточным, для того чтобы духовные искания привели его в итоге к скопцам. Еленский, не долго думая, «сел на белого коня», что в терминологии скопчества означало, – оскопился, и стал одним из активнейших деятелей секты. Ревностного скопца, статского советника, по собственной просьбе уволили со службы и поместили в Александро-Невскую лавру с пансионом 250 рублей в год. Заключением это отнюдь не было. Еленский свободно распоряжался собой, ему даже под расписку из Обуховского дома умалишенных выдали на поруки одного пациента. Им был сам искупитель и сын Божий Кондратий Селиванов.

И вот в марте 1804 года Еленский подает пространную записку о переустройстве России с приложением «Известия на чем скопчество утверждается». Записка была передана Николаю Николаевичу Новосильцеву. Адресат был отнюдь не случаен. Новосильцев в то время был в числе ближайших сподвижников императора и входил в Негласный комитет, который в узком кругу подготавливал крупные государственные реформы. Так вот, именно он, ознакомившись с запиской, должен был, по соображениям Еленского, передать ее лично самому государю на резолюцию.

Еленский пишет: «Предстою Вам, яко таинственно возрожденному и по сердцу Цареву избранному мужу… на возвышение возлюбленного отечества, Росс Мосоха именуемого, а сам для себя ожидаю или Даниила пророка участи многотрудной, или Иеремии печальной». Он объяснял Новосильцеву, что действует не просто от своего имени, а по небесному повелению скопческой церкви, «дабы вышла она на службу отечества». «В сей век сильное и славное действие Россию воздвигнет и всему миру даст почувствовать, яко во истину с нами Бог, в следующем содержании и подвигах.»

Содержание и подвиги должны были быть буквально следующими: во-первых, проект в строгой тайне рассматривается и одобряется на высшем уровне, затем сам Еленский представляет в императорскую канцелярию довольное число ученых скопцов. Их правительство через архиереев производит в иеромонахи. (Для начала все это делается в глубокой тайне, ибо «запрещено всякого человека обманывать явностию, а быть хитрым и мудрым, яко змии».) В первую очередь новоиспеченных иеромонахов следует направлять на флот, где на кораблях они должны занять должности государственных пророков, а командиры должны во всем слушать их пророчества и советы, «как к сражению, так и во всех случаях». В сухопутную же армию можно направлять и неученых «простячков, в духе пророческом находящихся». Себе же Еленский назначил быть с 12 подручными пророками «при главном армии правителе, ради небесного совета».

Сам же государь император обязан управлять страной по гласу небесному, а для этого при нем должен постоянно находиться депутат Святого Духа, сам искупитель Кондратий Селиванов и «апробировать все тайные советы», ибо «в нем полный Дух небесный Отцем и Сыном присутствует». Вскоре и все правительство само «вникнет в церковь таинственную». В конце концов, истину скопчества «вси россияне уразумеют», и всем державным многолюдством «убелятся» или, фигурально выражаясь, «пересядут на белых коней». Даже упрямое священство присоединится к истинной церкви. «Сановники усилются во Христе возрождением, и род простолюдинов обрящется возрожден, то и чин духовный, присоединясь сановитым особам, примет Бога.»

За соблюдением же благочестия в возрожденной России будут надзирать скопческие пророки. Для  водворения полного благочестивого порядка надо не так уж и много: не ругаться, не клясться, не поминать имени дьявола, не пить кофе, вино и водку, не есть того, «от чего ветры возбуждаются и похоть воюет на душу», запретить пиры, свадьбы, театры, маскарады, балы и качели, ну а заодно и «очистить плоть от похотных соков и искоренить в себе грех Адама». И государственные мужи могут не беспокоиться о том, как будет происходить естественный прирост населения, - в таком благочестивом скопческом царстве наступит полная и окончательная благодать, где и сами физиологические функции похоти и любострастия будут уже не нужны, род же человеческий будет продолжаться от целования.

Скопческая благодать, излившаяся на Российское царство, сулила государству повсеместное преуспевание. Только «министерия российская должна держать сие таинство премудро и иностранным землям не открывать» (а не то, и они, постигнув тайну благодати, начнут претворять в жизнь скопческие предписания), и по соблюдении тайны Россия «будет всех сильнейшею победительницею».

Императора, по всей видимости, что-то не устроило в этом проекте преобразования России. Записка осталась без монаршей резолюции, а за Еленским был установлен надзор. В течение целого полугода дотошные чиновники пытались достоверно доказать и установить, что Еленский все-таки является скопцом, а не кем-то другим. Когда же эта непростая задача была решена, его по-тихому отправили в Спасо-Евфимиев суздальский монастырь, где тогда содержались умалишенные. Под монастырским призрением Еленский, переименованный зачем-то в Алексея Михайлова, создал-таки в Суздале небольшую, но сплоченную скопческую общину, однако возглавлял ее не слишком долго, ибо умер в 1813 году.

На этом собственно и закончилась история одного удивительного государственного проекта. Финал оказался банальным и незаметным. И теперь нам, умудренным опытом последних лет, остается только даваться диву, как только не пытались обустраивать Россию за все долгие годы ее истории, а она, что самое поразительное, все еще продолжает как-то существовать вопреки всем обустроителям и обустройствам.

Вместо заключения

Опрометчивая записка Еленского не повлекла за собой никаких гонений на скопцов. Через год сам Александр I приезжал на поклон к батюшке Кондратию Селиванову, чтобы узнать у него о видах на предстоящее сражение, которому было суждено произойти под Аустерлицем. Кондратий якобы ответил ему стихами:

«Не даю благословенья

Тебе, явному царю,

Не ходи ты на войну,

Без тебя врага уйму».

 

Александр не послушался скопческого пророка и на войну пошел. С известным результатом.

 



Хостинг от uCoz