Александр ЖУРАВЕЛЬ

 

ХРОНИКИ НАЧАЛЬНОЙ РУССКОЙ ИСТОРИИ

До Рюрика и Рюрик

 

Первые имеющие более или менее точную датировку события на Восточноевропейской равнине относятся к IX столетию от рождества Христова. К этому времени здесь расселяются финно-угорские и славянские племена. "Повесть временных лет" сообщает о местопребывании славян, пришедших сюда с Дуная, следующее: среднее течение Днепра занимают поляне; западнее их в лесах (на реках Случь и Тетерев) селятся древляне; между Припятью и Двиною - дреговичи; в верховьях Волги, Днепра и Двины - кривичи; в среднем течении Двины и на р. Полоте - полочане; славяне, поселившиеся около озера Ильмень, сохраняют свое имя (словене); по Десне, Сейму и Суле "садятся" северяне; Радим и Вячко со своими родами селятся соответственно по Сожу и Оке, из родов этих вырастают народы радимичей и вятичей; дулебы и бужане живут по Бугу; хорваты, уличи и тиверцы - по Сану и Днестру.

Каждое из вышеперечисленных племен в IX веке имеет своих князей (вождей), и в будущем - в Х-XI вв. - многие из них оказываются основой для складывания волостей так называемой "Киевской Руси". Сильнейшим племенем оказываются поляне, образовавшие в Х в. собственно Русскую землю (Русь) и обложившие данью все прочие проживавшие на нынешней Русской равнине племена. В Русской, т.е. полянской, земле образуются 3 крупнейших города - Киев, Переяславль и Чернигов, ставшие с середины XI в. центрами трех основных волостей Русской земли, за которые все последующее столетие идет ожесточенная борьба.

На протяжении IX-XI вв. славяне подчиняют и берут дань с окрестных племен - чуди, води, ижоры, корелы, мери, веси, муромы, черемисов, мордвы, перми, печеры, литвы, земгалов, куршей, наровы, ливов, а также еми (восточных финнов), югры (угров, т.е. восточных венгров).

В свою очередь, словене вместе с кривичами, чудью, мерей и весью в IX-XI в. платят дань тем варягам, которые именуются русью ("сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмане, англяне, друзии готе, тако и си").

Понятие "Руси" как территории сложилось, видимо, в Х-XI вв., и под ней разумелось вовсе не то, что понимается ныне, а земля полян с тремя ее крупнейшими центрами - Киевом, Черниговом и Переяславлем. Западные (Волынская, Галицкая) и более северные (Смоленская, Рязанская, Полоцкая, Новгородская, Ростовско-Суздальская) волости русскими себя не считали, хотя признавали единство свое с Киевской землей и иностранцами воспринимались как русские.

Вопрос о происхождении руси, имя которой перешло сначала на Полянскую землю, а затем и на всю огромную страну, имеет столь же огромную литературу. Из множества толкований наиболее приемлемым мне представляется подход, выраженный в книге "Славяне и скандинавы" (М., 1986), который привожу в собственном переложении.

В конце VIII столетия скандинавские викинги начинают совершать постоянные набеги на практически все европейские страны, отправляясь в походы на кораблях и действуя потому с моря или по берегам наиболее крупных рек. В итоге этих походов скандинавы либо расселяются на отдельных землях, например, в Восточной Англии и Ирландии, северной Франции, либо создают города (крепости) на ключевых с точки зрения международной торговли местах и устанавливают над ней контроль, беря заодно с соседних племен дань "мира для". В последнем случае викинги утрачивают постепенно связь с родиной и пополняются за счет местных воинов. Складывается тем самым общность людей, осознающих свою связь со Скандинавией, но не менее остро осознающих особость свою. Эти люди, воины-купцы, и получают именование руси.

Этим можно объяснить вездесущесть русов и распространенность топонима "рус", "рос" в различных уголках Европы. На территории нашей страны следы их местопребывания четко выявлены археологами. Крупнейшие из них - Ладога, Гнездово под Смоленском, Сарское городище в 15 км от Ростова Великого, Тимерево близ Ярославля.

Пребывание русов, мобильных боевых дружин, на чужой земле неизбежно вовлекает их в местные усобицы, что при благоприятных условиях может вообще сделать русского князя главой племени, на земле которого располагается русская крепость. Так, очевидно, произошло в случае с русским князем Рюриком, ставшим во главе словен. Для понимания, почему такое могло произойти, следует учитывать также особенности архаического миропонимания, согласно которому бог и правда всегда на стороне победителя, и потому в ту пору - в отличие от позднейших времен - для завоевания власти достаточно было каким угодно способом устранить держащего ее князя. На это обращает внимание И.Я.Фроянов (Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992).

Общность русов постепенно распадается на протяжении IХ-X вв. по мере того, как падает значение торговли с Востоком через Волгу, особенно после крушения Хазарии, а контроль за "путем из Варяг в Греки" через Днепр устанавливают русские князья, обосновавшиеся в земле полян. "Русь" в это время становится названием страны, а прежние русы превращаются в членов княжеской дружины, наемников и только в таком качестве упоминаются в "Повести временных лет".

Это происходит в IX-X вв., в уже летописную, но еще легендарную пору отечественной истории. Ведущую роль в это время играют Киев и Новгород, и не случайно именно от них исходят некие легендарные сведения о долетописных временах. Представляется нелишним изложить основные черты этих преданий, воспользовавшись сведениями "Повести временных лет" и польского историка XVIII века Х.Ф. фон Фризе, располагавшего неизвестными ныне источниками моравского происхождения (киевский цикл), а также сохраненные В.Н.Татищевым "новгородские" свидетельства Иоакимовской летописи.

Исключение составляет материал IX - середины XI веков, где немногочисленные твердо установленные факты - в основном имеющие точную датировку - решительно тонут в море версий - как официозной, сложившейся еще в ХI веке версии, так и позднейших ее толкований. Поэтому не остается ничего другого как выстраивать собственную версию событий, не выделяя особо в каждом случае степень ее вероятности. Обоснование при этом, которое легко развернуть в довольно увесистую книгу, не приводится все по той же причине: версия и в этом случае останется всего лишь версией. В некоторых случаях, впрочем, в текст вводятся набранные мелким шрифтом примечания.

Между тем даже не очень пристальный взгляд на текст "Повести временных лет" не может не привести к выводу о том, что "Повесть" предствляет собой крайне изощренную фальсификацию, цель которой - дать трактовку истории, выгодную для власть предержащей в начале XII в. ветви рода Рюриковичей, и максимально скрыть все, что может послужить на пользу врагам. Если искать аналогию "Повести", то на память приходит почему-то "История КПСС" брежневских времен, где с врагами тоже боролись оружием клеветы и умолчания.

Что в действительности происходило после того, как князь Игорь Рюрикович был убит древлянами? Что последовало за гибелью Святослава Игоревича? Почему это вдруг только победители в борьбе за власть Владимир Святославич и его сын Ярослав оказались столь плодовитыми, а о потомстве их побежденных братьев свидетельств не сохранилось? А может, свидетельства были уничтожены вслед за самими их потомками? Почему годы правления Владимира "Святого" (?) и Ярослава "Мудрого" (?) в "Повести" остались "пустыми", не заполненными фактами - так и не свершено было никаких славных дел или эти славные дела не подлежали огласке?

Вопросов подобного рода можно задать много, и все они лишь подтвердят, что ранняя русская летопись является очень пристрастным источником, и потому историкам нет нужды десять раз оговариваться, используя свидетельства поздних летописей. В отношении источников также должна действовать презумпция невиновности: недостоверность источника должна быть доказана, а не наоборот, и потому историк, не имея таких доказательств, не должен отвергать его показание.

Круг сведений о Киеве крайне немногочислен. "Повесть" рассказывает сначала предание о том, как апостол Андрей, проповедуя христианство в Синопе и Херсоне, поднялся вверх по Днепру и предсказал возникновение на приднепровских "горах" великого города. Сам же город был основан княжившим в своем роде Кием (согласно опубликованному Ф.А. Гиляровым преданию, в 334 г.(?), а по М.Стрыйковскому, в 430 г.). Кий имел братьев Щека и Хорива и сестру Лыбедь, именем которых названы 2 киевских холма и ручей. Летопись сообщает, что после этого Кий ходил к Царьграду, где "велику честь приял от царя". Затем Кий отправился к Дунаю, срубил там "градок мал", но вскоре из-за враждебности "близь живущих" вынужден был вернуться в Киев. По Х. Фризе, Кий основал свой город на Днепре только после ухода с Дуная, но при этом брат его Кракус остался на Дунае и со своею "ордою пошел дальше в своей вражде" (?).

С этим согласуются византийские данные о славянском князе Кувере (Куврате), которого языковеды считают возможным отождествить с Кием. М.Ю.Брайчевский следующим образом интерпретирует сведения о Кувере (Кие): в конце VI в. поляне под давлением аварского нашествия отступают на территорию современной Хорватии и селятся в область Срем (Сирмий), заключив союз с Византией. Юный полянский князь Кувер воспитывается при дворе императора Маврикия, принимает крещение, дружит с будущим императором Ираклием. Затем он управляет Сремом и около 634 г. безуспешно борется с аварами, но вынужден уступить им Срем и просить поддержки императора Ираклия, который жалует ему заселенные славянами земли на верхнем Дунае. Там Кувер строит "Керамисиев лагерь" и живет там, но после смерти Ираклия в 641 г. ссорится с византийскими властями и покидает Подунавье в не известном для византийцев направлении (Иванов В.В., Топоров В.Н. Мифологические названия как источник для реконструкции этногенезеа и древнейшей истории славян и восточных романцев. Киев, 1976. с.36-37; Брайчевский М.Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989. С.35-36).

В IX в., по сообщениям арабских авторов, складываются 3 славянские страны - Куявия, Славия и Артания, которые историки чаще всего отождествляют соответственно с Киевской, будущими Новгородской и Тмутороканской землями. Согласно ас-Масуди, первым славянским царем был Дира, которого, вполне возможно, ранняя летопись "сделала" соправителем Аскольда только потому, что ничего кроме имени о нем не знала (ПСРЛ. Т.II. М.,1962. Стб.7-8; Фризе Х.Ф. История польской церкви от начала христианства в Польше до наших времен. Т.I. Варшава, 1895, С. 35-36; Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 137).

В VIII - первой половине IX в. некие новгородцы (?) во главе с Бравлином (?) в течение 10 дней осаждают и берут византийский г. Сурож. О ком именно здесь идет речь - сказать трудно.

Собственно новгородские предания куда обширнее. Некий князь Славен со своим родом (словенами) отправляется из Фракии "к полуносчи" и создает "град великий", названный Славенском. По устроении Великого града князь Славен умирает, и после него землей этой управляют его сыновья и внуки много сот лет. Один из его потомков князь Вандал, владея словенами, покоряет многие окрестные народы "на вскрый моря". Вандал передает завоеванные земли трем сыновьям Избору, Владимиру, Столпосвяту и строит для них "по единому граду". После смерти Вандала Великим градом управляет Избор. После смерти его и Столпосвята власть переходит к Владимиру. После него сменяется еще 8 поколений. Представитель девятого колена Буривой ведет тяжелую войну с варягами, захватывает "всю Бярмию до Кумени", но затем терпит поражение и спасается в граде Бярмы, "иже на острове сый крепце устроенный". Варяги тем временем захватывают Великий град и возлагают тяжкую дань на словен, русь и чудь. Словене шлют к Буривою и просят дать им на княжение сына Гостомысла. Гостомысл изгоняет варягов, строит на море в честь старшего сына град Выбор, заключает с варягами мир. Войны и болезни уносят в могилу четырех сыновей Гостомысла, и тот на старости лет, боясь пресечения рода, обращается к волхвам в Земиголу (Земгалию) пока, наконец, ему не снится сон, согласно которому от средней его дочери Умилы произойдет новый княжеский род. Князь Гостомысл вскоре умирает, и вскоре в земле словен появляется русский князь Рюрик, оказывающийся в этой традиции внуком Гостомысла (Татищев В.Н. История Российская. Т.I. М.;Л., 1962. С. 107-119). Уже с Гостомысла наступает время истории, хоть еще явно легендарной, но которую уже возможно расписать по годам. И потому ход нашего повествования также меняется.

Начало века. Ладога под властью варягов (?)

813 Русы совершают набег на о.Эгину.

817 Предположительно родился Рюрик.

Деятельность Рюрика освещается в западноевропейских источниках с 826 по 873 год, но существуют хронологические лакуны, позволяющие предполагать, что в это время Рюрик находился на Руси.

826 Людовик 1 Благочестивый, германский император и сын Карла Великого, окрестил Рюрика, сына датского коунунга Хальвдана. После смерти отца (дата неизвестна) Рюрик получает правление во Фрисландии из рук Людовика.

835 *Русы совершают набег на Амастриду в Малой Азии и заключают мир с византийцами.

838 осень Послы от народа Рос, посланные его хаканом, прибывают в Константинополь.

839 май Русские послы вместе с византийцами прибывают в Ингельхайм, столицу Франкского королевства, где их, оказавшихся "свеонами", задерживают как шпионов и отсылают назад в Византию.

843 Лотарь, сын Людовика 1, отбирает Фрисландию у Рюрика.

844 Кончина Гостомысла по сообщению ряда современных ему западноевропейских хроник (Азбелев С.Н. К вопросу о происхождении Рюрика - В сб.Герменевтика русской литературы. Сборник 7. Часть 2. - М., 1994, с. 369)

850 Лотарь возвращает Фрисландию Рюрику

854 - Лотарь окончательно отбирает Фрисландию у Рюрика. Возможно, именно тогда Рюрик и приезжает на Русь - по приглашению или без такового.

Середина IX в. Варяги из заморья захватывают г. Ладогу, подчиняют словен, русь, кривичей, чудь, мерю и весь, облагая их тяжелой данью. (?)

В это же примерно время хазары подчиняют полян, северян, вятичей и берут с них дань по серебряной монете и белке с дыма.

Словене во главе с Гостомыслом (?) изгоняют варягов за море.

Часть из них во главе с Аскольдом (Оскольдом) уходят на юг, проходят мимо Смоленска, не решаясь его атаковать ("зане град велик и мног людьми"), захватывают Киев и обосновываются там, воюют с древлянами и уличами. Согласно другой традиции, Аскольд был потомком Кия.

860 весна Русское войско во главе с Аскольдом на 200 судах отправляется в поход на Византию.

18.6, утро (90<198>37 ) Русы неожиданно входят в бухту Золотой Рог и осаждают Константинополь, опустошая его окрестности,

 Русы грабят монастыри на Принцевых островах. Русы убивают 22 слуг бывшего патриарха Игнатия, заключенного в одном из монастырей острова Теревинта, но не трогают его самого.

**осень Русы внезапно для византийцев уходят от Константинополя и "с несметным богатством" возвращаются домой.

 Из Хазарии в Константинополь приходит посольство с просьбой прислать к ним "мужа книжного", который мог бы помочь разобраться с вопросами веры. Скорее всего, это - послы из "Артании"-Тмутороканской Руси или аланы.

 Византийское посольство во главе с монахами Константином и Мефодием отправляется в Хазарию.

зима Константин и Мефодий прибывают в Херсон, где знакомятся с человеком, показавшими им евангелие и псалтырь, писанными "роушкими письмены". Константин, беседуя с русином, "силу речи прием, своей беседе прикладаа различии письмен, гласнаа и согласнаа, ... и вскоре начат чести и сказовати". Вопрос о том, что это были за письмена, остается открытым: это может быть собственная, им самим изобретенная азбука (А.В. Карташев), протоглаголица или протокириллица, сложившиеся еще до Константина (М.Ю. Брайчевский, 1989).

861 31.1 (<198>) Стараниями Константина на морском дне находят  мощи святого Климента, которые размещаются в одной из херсонских церквей.

*весна Константин отправляется в Хазарию, где ведет переговоры с каганом, участвует в религиозных диспутах с иудеями и мусульманами.

 Константин успешно проповедует христианство среди русов или алан, живущих на берегу большой реки (Дона?). Местный князь дозволяет желающим креститься - таковых находится до "200 чадий", - а также по просьбе Константина отпускает на свободу около 200 греческих пленников.

 Получив от этого князя заверение заключить союз с Византией и даже полностью крестить свой народ, Константин возвращается на родину.

862 16.6 (88<198>30) Восточнофранкский король Людовик Немецкий (813 - 876) подтверждает земельные владения баварского монастыря в Нижнем Альтайхе, расположенные рядом с "Русской маркой" ("Ruzaramarcha").

863 *Русы во главе с Аскольдом совершают успешный набег на хазар  и накладывают на них дань (В.Н. Татищев, М.Ю. Брайчевский).

864 весна Русы во главе с Аскольдом на 360 кораблях вновь появляются у Константинополя и подвергают страшному опустошению его окрестности.

**5.6 (<198>) Патриарх Фотий, молившийся всю ночь в церкви Богородицы во Влахерне, торжественно выносит оттуда ризу Богородицы и после крестного хода опускает полу ее в море. Вскоре внезапно поднявшаяся буря ломает русские корабли, несет их на скалы.

Остатки разбитого воинства во главе с Аскольдом возвращаются в Киев, где их ожидает новая беда - начавшийся страшный голод.

Печенеги совершают набег на Русь, но терпят тяжелый урон.

865 На Руси продолжается голодный мор.

 Аскольд шлет в Константинополь посольство и просит прислать к ним епископа для крещения Руси.

 **На Русь отправляется митрополит Михаил с 6 епископами (А.В. Карташев, М.Ю. Брайчевский).

 **Константин и Мефодий шлют из Моравии на Русь проповедника Наврока.

 Митрополит Михаил появляется сначала в Артании, где демонстрирует чудо: брошенное в огонь евангелие оказывается нетленным. Осуществив там крещение, Михаил направляется в Киев. Аскольд, его дружина и киевляне принимают крещение в водах Днепра. Аскольд уничтожает капища Дажбога и Велеса и выдает новоиспеченной митрополии уставную грамоту (М.Ю. Брайчевский, 1989).

 *Смерть в Ладоге Гостомысла, не оставившего после себя наследников. (?)

 В Словенской земле начинается усобица.

__________________________________

Примечание к статье. В литературе XVI-XVIII вв. существовала основанная на не дошедших до наших дней источниках традиция, связывающая время создания русской митрополии, а стало быть, массового крещения Руси с временами императора Василия I Македонянина и его сыновей Льва и Александра, т.е. относящая появление на Руси митрополита Михаила к 886-887 гг. Если это верно, то календарный стиль показаний русских летописей о смерти Рюрика и вокняжении Олега в Киеве следует считать "нулевым" (см. Предисловие) и относить соответственно эти события к 887 и 889 гг. Тем самым падение Аскольда оказывается впрямую связанным с попыткой насадить христианство на Руси. В этом случае самое трудное с точки зрения хронологии - это вопрос, почему вокняжение Олега в Киеве имеет 3 различные датировки - 6388, 6389, 6390. Здесь остается считать одну из этих датировок либо ошибочной, либо искусственной, либо "открывать" на этой основе еще и "двоичный" стиль. Либо отнести время Аскольдова крещения Руси к 865 г. Я оставляю этот вопрос открытым.

 

866 26.5 (<198>) Император Михаил III назначает своим соправителем

Василия I Македонянина.

 Русы участвуют на стороне Византии в войне с Болгарией.

 В Болгарии - голод.

 В конце войны с болгарами гибнет сын Аскольда.

 Побежденная Болгария принимает крещение.

 В Словенской земле собираются старейшины от словен, кривичей, веси и решают для прекращения усобицы призвать к себе князя со стороны - "или от нас, или от Казар, или от Полян, или от Дунайчев, или от Варяг".

 В итоге словенское посольство отправляется именно к варягам.

Возможно, впрочем, никакого соглашения не было (или оно было сорвано), так что словене обратились к варягам за помощью в борьбе с соседями (И.Я. Фроянов, 1992).

 **Из Рима на Русь приходит послы, которых Аскольд принимает с честью и шлет в Рим ответное посольство (М.Ю. Брайчевский, 1989).

 *Митрополит Михаил с "Фотиевыми епископами" объезжает подвластные Аскольду земли и проводит крещение местного населения, проявляя, "егда время требоваше", свирепость.

867 На Ладогу приходят варяги Рюрик, Трувор и Синеус, приведя с собою "дружину многу", и "начаша воевати всюды".

 **Словенский князь Вадим при помощи дружины Рюрика добивается победы над соседними племенами.

 Патриарх Фотий, узнав о римском посольстве на Русь, шлет Аскольду и митрополиту Михаилу послание, в котором объясняет, почему "вера римская не добра", и предостерегает от дальнейших связей с римским папой (М.Ю. Брайчевский, 1989).

26.9 (<198>) Василий I убивает императора Михаила III и захватывает единоличную власть в Византии.

868 Русы во главе с Аскольдом совершают набег на Полоцк: "много зла сотвориша".

869 **Смерть митрополита Михаила.

 **Новым русским митрополитом становится Леон (М.Ю. Брайчевский, 1989).

870 Рюрик убивает Вадима и много его "советников" и берет власть в свои руки. В силу языческого представления, будто бог всегда на стороне победителя, словене признают его своим князем.

 Рюрик садится княжить в Ладоге, Синеус - на Белоозере, Трувор - в Изборске.

872 После смерти отца Рюрик "обладает" варягами и берет с них дань.

 Рюрик женится на дочери урманского (норвежского) князя Ефанде, которая получает в вено "град с Ижарою".

873 Смерть Трувора и Синеуса, если таковые вообще существовали.

 Рюрик начинает править один, раздавая своим мужам в управление различные города. При этом Ростов, Белоозеро и Муром он передает своему сыну Полате.

 Рюрик шлет своего воеводу Валета в Карелию, который "повоева Корелу и дань на них возложи".

 Рюрик основывает на р. Волхов Новгород (нынешнее "Рюриково городище") и поселяется там.

 От Ефанды, любимой жены Рюрика, рождается Игорь. О прочих детях Рюрика, имеющего несколько жен, ничего не известно (кроме единожды упомянутого Полаты).

__________________________

Примечание к статье. Сведения о сыне и воеводе Рюрика, а также

позднейшее свидетельство о его смерти взяты из "Подробнейшей истории Государей Российских", изданной Н.И. Новиковым и представляющей из себя краткое переложение летописи, завершающейся 7000 (1492) г.

 

875 Словене, "много зла потерпевшие от Рюрика и от рода его", поднимают восстание, но терпят поражение. Оставшиеся в живых бегут в Киев.

 

Между 864 и 884 Русы совершают на судах на Абесгун, на юго-востоке Каспия.

877 Смерть Рюрика "в войне в Кореле". Княжение переходит к его сроднику (или шурину) Олегу.



Хостинг от uCoz