Древняя Русь

Примерная история славянских войн
с начала I тысячелетия нашей эры

Первые века нашего тысячелетия - времена, когда Скандинавия исторгла из себя громадное множество племен и народов, ставших впоследствии государствообразующими нациями, а по дороге к этому разваливших римскую империю. В данном обзоре нас интересуют вандалы и готы - единственные из этих народов, хоть и отправившиеся на юго-запад, к воротам Римской империи, но оказавшиеся в итоге среди славян и сыгравшие немалую роль в их истории. Речь пойдет о вандалах и готах.

Вандало-славянская война

В I веке римские авторы впервые упоминают вандалов. Их владения первоначально были в Ютландии и юго-западной Скандинавии, но во второй половине II в. до н.э. вандалы оседают на некоторое время между нижней Эльбой и Вислой. Это старинные славянские земли, что подтверждается археологически (венеды-волыняне). С I в.до н.э. вандалы переменяются по Одеру на юг, занимают Силезию. Делятся на асдингов и силингов, у которых были свои короли. Возможно, они оттеснили западных славян на восток.
Автор VI века Иордан поясняет, что славяне раньше назывались "венедами", "вендами", "виндами". "Венедами" называют балтийских и полабских славян многие германские источники. Называют они их также "вандалами", причем "вандалы" и "венеды" в этом случае понимаются как разные названия одного и того же этноса. В XV веке анонимный польский автор пояснял, что тех, кого поляки называют "поморцами", немцы (тевтоны) зовут "венедами", галлы и итальянцы - "вандалами", а "рутены"-русские - "галматами".  В науке племя вандалов, продвинувшееся в первые века нашей эры от Прибалтики к Подунавью, обычно считается германским, хотя было бы правильнее вопрос о языке и этносе всех прибалтийских племен оставить открытым. Конечно, не случайно, что германские источники столь дружно смешивают славян с "вандалами": и те и другие были для них иноязычными. С "венедами" тоже вопрос не прост. Венеды известны по юго-восточному побережью Балтийского моря, по крайней мере, с начала нашей эры, а самое море называлось "Венедским заливом". Позднее так назывался Рижский залив. На его побережье венеды-венды упоминаются еще в XIII веке и даже позднее.
Но славянских поселений здесь не было. Следовательно, венеды древних авторов - это племена с особым языком, лишь смешавшиеся позднее со славянами, растворившиеся в них, давшие славянам в некоторых случаях свое имя. Интересно, если связать с  Вандалом,  новгородским князем. Вандалы - славяне, часть уходит на Запад, часть  в виде западных славян - на Восток.
У самих славян в памяти жило представление о дунайской прародине. При этом в польских и чешских хрониках называли "матерью всех славянских народов" Паннонию - область Среднего Подунавья, а русская летопись, как было сказано, помещала прародину славян несколько выше по Дунаю, в Норике.  Историческое предание - факт, с которым надо считаться, противоречия тоже факты, которыми нельзя пренебречь. Любая концепция должна учесть и то и другое.
англов - германского племени, занимавшего южную часть Ютландского полуострова. Соседями англов на южном берегу Балтики были "варины", "вары", "ваары", "вагры" - племя, принадлежавшее к вандальской группе и к IX веку ославянившееся. В генеалогии саксонского рода Веттинов, составленной в XIII веке, в связи с событиями конца Х - начала XI века упоминаются два маркграфа, управлявших "маркой Верингов". Так называлась именно область обитания варинов.
276-282 Вандалы живут вдоль Тиссы и нападают на Паннонию.
IV в., конец К вандалам присоединяются аланы. Аланов иногда идентифицируют с роксаланами, а тех - с росами. Еще в средневековых памятниках русов отождествляли с роксаланами - ветвью иранского племени алан. Тоже укладывается - восставшие роксаланы-анты частью, не присоединившейся к гуннам, уходят к вандалам и с ними - на Римскую империю

Готские войны

II век, конец Готы выдвигаются к нижнему Дунаю.
Эти начали двигать дунайских славян на восток. Часть из них, со знанием строительства крепостей по западному, римскому образцу, добралась до Ладоги-Любши.
IV в., третья четверть Готы выстраивают каменную крепость в начале днепровских порогов. В сагах есть упоминание о Dnaprastadir. Крепость должна была беречь дорогу через пороги либо от гуннов, либо от северных нападений. Скорее, от гуннов - след., гунны уже добрались до Днепра и оттеснили готов в днпро-днестровское междуречье, где византийские авторы указывают на пребывание антов. Следовательно, началась антско-готская война, в чем мы далее и убедимся.
374-375 Гунны под предводительством Баламира наносят поражение остготам. По другим источникам, идет война готов против антов. Причиной стало то, что за некоторое время до того два брата росомона, Сарус и Аммиус, мстя за свою сестру Сунильду, ранили готского конунга Германариха мечом. Германарих за измену какого-то знатного роксаланина велел его жену Санелгу (так Иловайский) привязать к коням и разорвать. Есть легенда, что Германарих, воюя со славянами, попал в плен к славянскому князю Исмару. Преемник Германариха Винитар сначла был побежден антами, но затем победил их, и он распял «короля антов по имени Боза с сыновьями его и семьюдесятью старейшинами». Автор «Слова о полку Игореве» однозначно связывает это событие со своими - т.е. славян и русских - предками.
Не тюркское, а явно славянское имя (Баламбер или Валамир). Похоже, что славяно-гуннское (или антское, коих тоже подчас называли гуннами) войско отбросило готов. Здесь может быть описано поражение либо Германариха, либо первое поражение Винитара. Похоже также, что оно произошло из-за того, что часть антов, вассальная готам, подняла восстание, может быть, даже и по личным причинам, что сильно облегчило гуннам разгром готов.
Готы уже полтора-два века живут на славянских землях от Дуная до Дона. При этом сами славяне живут так, что в состоянии иметь собственную знать и вступать в переговоры с другими - т.е.автономно. Однако эта автономия неполна, раз готы имеют право наказывать росомонов за предательство. Но главная примечательность - что росомоны, роксаланы, славяне и анты объединены в этом событии в один народ, а то, что о нем помнил и злился на готов еще автор «Слова», говорит и о его знаковости для русского этноса: держать зло 800 лет - не хуже, чем помнить ныне Батыя и Мамая.
Имя Сунильда или Сванильда - явно староскандинавское, но может быть и передачей славянского «Лебедь» - контаминация на Кия с братьями и сестрой.
О «двусоставии» гуннов можно судить по следующим фактам. Гунны одевались в льняные одежды и шкуры животных. Лен требует оседлости и продукт явно славянский; т.е. гунны образовывались по меньшей мере двумя народами: один, доказываемый источниками, тюркский, другой - скорее всего, славянский. Имена гуннов - явно не тюркские: известны вожди Ульдис, Донат, Харатон, Руа (Роас), упоминается некто Хелхал. Вот братья Роаса (Руса?) - тюрки: Мундзук и Октар. Племянники Руа - Бледа и Аттила. При дворе Аттилы говорили на гуннском и готском языках.
440 Остготы в Паннонии выбирают своим королем Валамира (Велемир?) из рода Амалов. У него братья - Тиудемер и Видимер (Чудомир? Владимир?). Разрушитель Римской империи в 478 году Теодерих - сын Тиудемера. Имена похожи на славянские.
441 Гунны Бледа и Аттила ведут войну против Рима. Эти два события совмещаются не только по дате, но и по месту - Аттила тоже держал ставку в Паннонии. Возможно, все это время шла война между готами и Аттилой, в результате которой готы пошли далее на запад.
451 Аттила выступил против Рима, ведя за собой, в частности, войско ругиев. Знаменитая битва на Каталаунских полях. Позднее ругии возникают в германских источниках Х в., и даже Ольга называется королевой ругов. Т.е. традиция связывала ругиев с союзниками гуннов - славянами.
455 Гунны терпят поражение при Недао в Паннонии, и большая их часть переселяется в Причерноморье. Распад гуннской державы.
От кого они терпят поражение? Наверняка от готов, которые к тому времени снова усилились. Возможно, и поражение на Каталаунских полях произошло отчасти из-за необеспеченного гуннами тыла.
Вернувшиеся в Причерноморье -гунно-славяне могли стать далее причиной для путаницы одних с другими.
488 Остготский король Теодорих уводит свои войска с Балкан на запад, и славяне впервые самостоятельно вступают в контакт с Византией. Что его заставляет идти на запад, очищая в Паннонии место - кому? - славянам?
493 Основание Теодерихои остготского королевства в Италии. При этом на территории Италии были поселены участвовавшие с ним в походе ругии.
Ругии здесь - возможно, те славяне, которые и после поражения гуннов остались в Паннонии, волей-неволей становясь вассалами готов.
500-е Склавины и анты начинают натиск на Византию. Это родственные славянские племена, которые имеют одинаковые обычаи и говорят на одном языке. Склавины живут от реки Савы на западе, до Вислы на севере, до Днестра на востоке и до Дуная на юге. Анты жили от них на восток - от Днестра и в Приднепровье.
Т.е. склавины - это как раз те, кто вытеснил остготов из Паннонии? Ведь больше пока по степям никто не вторгается, а «аттильских» гуннов готы уже разбили.

Аварские войны

560-е и далее Натиск славян приостановлен из-за нападения на них аваров. «Владетели антские приведены в бедственное положение. Авары грабили и опустошали их землю» (Менендр Протиктор). То есть авары антов прошли и напали на склавинов. Соотносится с тем, что анты уже ранее вступили с ними в войну. Анты и должны были первыми их встретить. Дулебы = анты?
560 Анты направляют посольство к аварам во главе с Мезамиром (Межемиром?). Авары убивают его и продолжают еще больше разорять землю антов и порабощать жителей. Это, видимо, период «насилий, творимых обрами» по отношению к дулебам. Тогда анты - это дулебы. Возможно, тогда же часть антов ушла к Киеву, что согласуется с археологией его основания.
Возможно и даже логично, что уцелевшая часть антов ушла на север в киевские леса. Возможно, с этим можно связать и основание Киева: Кий основал свой город на Днепре только после ухода с Дуная, но при этом брат его Кракус остался на Дунае и со своею «ордою пошел дальше в своей вражде» (?). Не отголосок ли это событий войны, в которой склавины вместе с аварами уничтожили антов, а сами остались на Дунае? Возможно, и пожалованный город Туррис - тот легендарный Киевец на Дунае?
С этим согласуются  византийские данные о князе Кувере (Куврате), которого некоторые языковеды считают возможным отождествить с Кием. В конце VI в. поляне под давлением аварского нашествия  отступают на территорию современной Хорватии и селятся в область Срем (Сирмий), заключив союз с Византией.  Юный полянский князь Кувер воспитывается при дворе императора Маврикия, принимает крещение, дружит с будущим императором Ираклием. Затем он управляет Сремом и около 634 г. безуспешно борется с аварами, но вынужден уступить им Срем и просить поддержки императора Ираклия, который жалует ему заселенные славянами земли на верхнем Дунае. Там Кувер строит «Керамисиев лагерь» и живет там, но после смерти Ираклия в 641 г. Ссорится с византийскими властями и покидает Подунавье в не известном для византийцев направлении.
Склавины же отстояли свою независимость под руководством вождя Давриты (Добряты?), который гордо ответил аварскому хану Баяну: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?». В самом деле, осколки того племени существуют ныне в этнонимике: словене, словаки, славины - в Европе. Здесь можно воссоздать и ареал склавинов в это время: нынешние Словакия, Венгрия, Сербия, Хорватия, Босния, Словения, часть Австрии - то есть «по Дунаю седяше», как пишет русский летописец. Чем, кстати, доказывает, что древнерусский этнос свое происхождение вел одинаково что от антов, что от склавинов и считал себя наследником их обоих. Точнее, наследником их, как народа, но с точки зрения племенной относил себя к разным корням. Таким образом, и анты, и склавины - это не два народа, а два племенных союза одного этноса.
Авары, разбив гепидов, обосновались в Паннонии, у Тиссы, где тамошние славяне признали их главенство. С тех пор они стали вместе с аварами нападать на Византию.
Т.е. и аваров что-то выдавливает из степей, заставляет, как недавно гуннов, идти в Паннонию. Отсюда и славяне - выдавливаются в Византию. То есть в Паннонии был намешан салат из всех. Но вывод тут простой: гепиды или были славянским племенем, или же жили в некоем секторе вдоль Тиссы, дальше которого славяне их не пускали - и впоследствии не пустили и аваров. Хотя не исключено, конечно, что в определенные вассальные отношения с ними вступили.
578-579100 тысяч склавинов опустошили Фракию и Грецию. В ответ хакан аваров Баян по наущению и при помощи византийцев нападает на их земли. Еще раз подтверждает либо независимость, либо автономию славян от аваров. Возможно, они попросту отвоевали свою независимость обратно, отчего авары и захотели вступить в союз с империей. Возможно, это стало началом конца аваров, как гуннов в свое время.
602 Аварский каган посылает уничтожить племя антов, как союзников ромеев. Судя по всему, это удалось, так как после этого анты навсегда исчезают со страниц византийских источников.
626, 29.6 Нападение аваров и их союзников «скифов-русов» на Царьград. Как бы ни хотелось думать, что это наши русские, но союзниками аваров в то время могли быть только дунайские склавины. Можно предположить, что это могли быть тмутараканские русы, но вряд ли у тех были большие возможности делать тысячи лодок-моноксил - не те леса, если они вообще там были, на Тамани. Но с любой стороны вызывает уважение ширина дипломатии аваров - ведь нападение было совершено в союзе с персами.
Т.е.скифы-русы - те склавины, что  постоянно были их союзниками. Во всяком случае, русов идентифицируют со славянами

Войны со скандинавами
Именно так выглядели русы в, так сказать, гражданском состоянии. Абсолютно чистые скандинавы, в худшем случае - европейцы. Арабские путешественники подчеркивали разницу между ними и славянами. Впрочем, это видно уже по данному изображению их одежды, сделанному по описаниям арабов, - ничего общего со славянским нарядом.
После того, как вандалы во второй половине II в. до н.э. отправились на юг, она на некоторое время осели между нижней Эльбой и Вислой. Это старинные славянские земли, что подтверждается археологически (венеды-волыняне). Таким образом, они должны были вступить в неизбежное столкновение со славянами. Только ли вандалы, а затем готы, или и другие германские племена - но скорее всего, этот неостановимый германский поток через славянские земли и заставил по меньшей мере часть западных славян смещаться к востоку.
Вполне вероятно, что такое «падение домино» достигло и кривичей - племя славянское, но с большими элементами прибалтийской культуры. Возможно, он было похоже на пруссов.
Примерно в это же время наблюдается большой союз славянских племен в обширной зоне между северными Карпатами, в Паннонии, на территории нынешней Австрии, Югославии, Румынии до Прута и Днестра на востоке и Дуная на юге. Византийские источники называют их «склавинами», и было бы любопытно посмотреть, нет ли связи между латинским и древнегреческим понятием раба и этим названием. С точки зрения же славянской этимологии вероятно, что пошло оно от «слово» и как бы отделяло тех, кто им владеет, от прочих «немцев».
Как бы то ни было, этнонимически мы можем проследить потомков склавинов в словаках и словенцах. Среди других крупных племенных союзов можно считать сербов и хорватов, также давших многочисленные этнонимы в Восточной Европе. Еще один племенной союз - антов - упоминают византийцы, но в этнонимике он не прослеживается - возможно, потому , что это не было самоназванием. Возможно, так этих славян обозвали византийцы - «муравьи».
Склавины нас интересуют с той точки зрения, что одна из их ветвей двинулась на северо-восток, к Ильменю и Ладоге. Что послужило причиной этого, сказать, видимо, невозможно. Вероятно, не все склавины признавали власть пришлых кочевых племен, все время вторгавшихся в Паннонию - гуннов, аваров и прочих. Кто-то предпочитал уживаться с ними и вместе воевать и даже править, а кто-то - уходить.
Во всяком случае, достоверно известно одно: часть людей с самоназванием «словене» дошла до Ладоги и принесла с собой знание строительства крепостей по западнославянскому образцу, который, в свою очередь, восходил к римскому. Именно они возвели превую каменную крепость на территории Руси - в Любше возле Ладоги.
Еще одна часть славян - неизвестно, какой этнической принадлежности, выделилась в 500-е годы в междуречье Западного Буга и Днепра (так называемая корчакская культура). Она носит очевидные восточнославянские черты и предшествует соответствующим позднейшим традициям. Отсюда эти племена начали движение вверх по Днепру.
К 500-м же годам кривичи достигают Чудского озера и реки Великой, где появляются первые «длинные курганы», единодушно относимые к их культуре.
В это время мы видим первые исторически зафиксированные набеги скандинавов на прибалтийские земли. Между 600-м и 625-м годами шведские викинги нападают на эстонские острова и саму Эстонию, причем гибнет сын конунга Швеции Эйстейна (600) Ингвар. При этом необходимо отметить, что поход был ответом на нападения и грабежи эстов.
Экстраполируя эту эстонскую активность на общие правила войн, мы можем допустить, что эсты (чудь) проникают и на восток, в будущие славянские земли. Точно так же можно предположить, что и шведы неплохо знают театр военных действий и бывают по меньшей мере на Ладоге.
Каким путем шли кривичи, и что их гнало так далеко, не очень ясно. Возможно, уже сильно заселенные прибрежные территории, к тому же подвергающиеся постоянным войнам, их либо не привлекали, либо их туда не допускали. По маршруту получается, что кривичи прошли по линии раздела между прибалтийскими и угро-финскими племенами. Возможно и вероятно, что финно-уграми их примиряло естественно-природное разделение труда - кривичи и славяне селились вдоль рек и пахали поля, угро-финны больше охотились, и их интересовали лесные территории.
Вопрос: кто теснил кривичей. При том, что очевидна небольшая тягость этого давления - передвижение шло достаточно медленно - направление его ведь кем-то диктовалось. В то время леса Западной Двины и Верхнего Днепра кажутся пустынными - а кривичей что-то толкает наверх, поближе к агрессивным в то время эстам. Возможно, это был просто демографический процесс.
Примечательно, однако, что кривичи не останавливаются около Новгорода, если они шли сушей. В конце 600-х годов мы их видим как раз в далекой северной Ладоге, где сразу же возникает поселение с крепостью и святилищем Велеса. Возможно, кривичи добрались сюда, как в будущем норвежцы до Исландии, морем. Но, в общем, трудновато представить себе такую морскую экспедицию - тем более что позже никаких свидетельств любви кривичей к морю мы не замечаем.
В это же время появляется жизнь в Изборске. Первоначальное городище расположено на треугольной площадке 90Х70 м, с двух сторон имело почти отвесные склоны, а с третьей сооружен дугообразный вал шириной 10 м. Считается, что это тоже был один из племенных центров кривичей.
К 750 году к Ильменю подходят славяне западной ветви, с Вислы и Немана. Это, похоже, и есть часть склавинов, поскольку они умеют строить крепости с начала тысячелетия, похожие на римские. По соседству с кривичской (ставшей уже межплеменной) крепостью в Любше возникает город Ладога (от финского Ala-djogi- «Нижняя река»), что очень достоверно датируется по дендрохронологии. Домостроительство носит усадебный характер с общеевропейскими чертами. Населена Ладога 27 этническими группами, из которых главные - славяне, балты, финно-угры.
Иными словами, возник укрепленный пункт коалиции самых разноплеменных народов, исключающей скандинавов. Непохоже, впрочем, чтобы это было принципиально: уже в 753 году к Ладоге приходят скандинавы, близкие к готландцам. Они входят в состав постоянного населения.
Нет археологических свидетельств того, что скандинавы силой брали Ладогу. Скорее всего, они влились в состав ее смешанного населения.
Затем, в конце 760-начале 770-х годов первый ярус застройки Ладоги прекращает существование на рубеже., вероятно, в результате военного столкновения. Кардинальная смена населения поселка документирована неизъятием "клада" инструментов, сооружением на месте кузницы постройки иного типа и распространением принципиально иной домостроительной традиции, для которой характерна развитая техника сруба. С застройкой II яруса связываются находки древностей севера лесной зоны Восточной Европы второй половины I тысячелетия н.э. Жизнь скандинавской колонии обрывается в результате продвижения на север носителей культурных восточноевропейских традиций — славян или приведенных ими в движение аборигенов.
Любопытная религиозная сторона дела. К этому времени в Ладоге существует прямоугольная ритуальная постройка площадью 120 кв.м со сторонами более 11 м и мощными двухрядными стенами, сравнимое с языческим храмом в Арконе. Еще одно подтверждение западности ильменьско-ладожских славян. Но кроме того, это еще и свидетельство то ли веротерпимости, то ли вообще условности тогдашнего «богостроительства» - нет святилищ скандинавов или других племен. И кроме того, это доказывает преобладание славянского населения в Ладоге.
Поэтому сообщение, что с середины 700-х до начала 800-х годов Ладога была под властью варягов, представляется не очень достоверным. Точнее, мы вообще сегодня не можем судить о том, чья была тогда власть в Ладоге. Мы знаем только как факт, что Ладога развивалась как славянский город с пришлыми элементами других этнических групп. Если уж на то пошло, то археологически показано наличие в Ладоге с самого начала «власти золотых поясов» - то есть возникновение олигархических-феодальных семейств по новгородскому в дальнейшем типу.
Если не считать археологические данные, то относительно исторические данные о контактах скандинавов со славянами в те времена мы имеем около  770 года. Внук короля Ивара, имевшего уже владения в Ливонии и Эстонии и сумевшего объединить Южную Швецию и Данию под своим владычеством, Харальд, подавляет восстание в Швеции, но в конце концов он разбит шведами при Бравалле, в Восточном Готланде. Его королевство распалось, и многие сторонники Харальда вынуждены были эмигрировать.
Можно предположить, что некоторые из них перебрались через Балтийское море в Ливонию и Эстию - раз уж это были единые владения, -  откуда они могли пойти дальше на восток и на юг, пользуясь открытым путем в Приазовье.
Примерно 786 годом датируется первый клад арабских дирхемов в Ладоге. С одной стороны, это несомненный признак того, что здесь побывал тот, кто лично сходил в южные походы. Насколько это можно связывать со знаменитым нападением князя Бравлина (новгородца, как его именуют!) на Сурож, вопрос достаточно деликатный. Скорее всего - вряд ли. Но что в 786 году в Ладоге случилось что-то неординарное, из-за чего владелец не забрал дорогое богатство - можно предположить с уверенностью.
Тем временем северорусская цивилизация усиливает свои национальные черты, что заметно из археологии. Дошедшие сюда западные славяне выстраивают свой мир, лишь похожий, но не идентичный приднепровскому. В VIII - IX вв. меняется облик археологических памятников Северной Руси: появляются вещи, близкие славянским культурам южного побережья Балтики и отличные от днепровских. В Ладоге формируется комплекс земледельческих орудий, впоследствии характерный для всей Северо-Восточной Руси. Дома в Ладоге строятся двух видов: славянские квадратные срубы с печью в углу и скандинавские «большие дома».
Тем не менее с религиозной точки зрения северные славяне так и не начали превращаться в скандинавов. Так, в истоке Волхова и на Ильмене формируется племенной центр ильменских славян, со святилищем Перуна. Другой центр славян складывается в Ладоге вокруг святилища Велеса. То есть главные славянские боги сохранили свое положение.
Судя по всему, дойдя до неблагоприятного Севера, ильменские славяне (вместе со скандинавами) пошли и на юг, где смешались с теми ветвями, которые с самого начала туда продвигались: с запада и с юга. В начале 800-х годов твердо устанавливается наличие поселения в Рюриковом городище площадью в 1 га. Поселение расположено на острове, что связывается со скандинавским названием Новгорода. Появляется изначально смешанное балто-славяно-скандинавское поселение в Гнездово. Ладога в 800-850 годах становится крупнейшим транзитным пунктом и портом Восточной Европы и Западной Балтики.
И вот здесь довольно четко локализуется еще одна война в этом регионе. Сразу в 807, 808 и 811-м годах оставляются клады - под Новгородом, второй клад (арабского серебра) в укрепленном поселении в Ладоге и третий - снова под Новгородом, в Холопьем городке (последняя остановка перед городом со стороны Невы).
Итожим:
Не исключено, что эти клады связаны с набегами скандинавов, в ходе которых их дружины осваивали восточные территории и образовывали вики. В это время случались локальные нападения, в том числе и на Ладогу, но в целом эти события вели к тому, что появлялась важная прослойка «своих», не «из заморья», варягов.
Это первая славяно-скандинавская война.
В первой половине 800-х годов первые славяне появляются в Гнездове. С севера сюда же подходят дружины варягов. Уже существует «Рюриково городище» на острове - Хольмгард, площадью около 10 га. Это славяно-скандинавское поселение, причем славяне западные. Дома в виде квадратных деревянных срубов со сенами длиной 4-6 м и печью-каменкой в одном из углов.
Иными словами, можно говорить о совместном освоении пространств будущей Руси.
Затем происходят очень важные и, похоже, взаимосвязанные события.
Еще одна война случилась в 830-х годах, когда Ладога сгорает в результате чьего-то нападения - похоже, шведов. Видимо, это нападение было успешным - в Бирке отмечается поступление восточного серебра.
В 839 году кончается первая волна восточного серебра в Бирке. Иными словами, транзитные пути через Русь были закрыты. Это могло быть так только в случае, когда на Руси появилась враждебная скандинавам власть - или даже просто самостоятельное государство.
Более того, это, возможно, и получилось: некое государственное образование на территории будущей Руси перехватило пути к арабам и в Византию, из-за чего варяги, возможно, и предприняли интервенцию. Все еще более хорошо согласуется, если вспомнить делегацию неких шведов, которые едут в Византию от имени народа Рос и оказывается в Ингельсхейме. Появляется Русская земля, некая власть, которая уже шлет послов и которая, неизвестно из каких соображений, но прерывает скандинавам пути на Восток. Те отправляются, с одной стороны, грабить Англию, с другой - пытаются вернуть утраченное на Руси, прибегнув к агрессии.
этим согласуется и дата: 842 год - «Начася прозываты Руская земля». Именно в этом году, когда начал царствовать император Михаил.
этим согласуются слова исландских саг, что ярлы и конунги ходили затем в вик только до Сюслы (Эзеля), а дальше не шли - земли были под контролем сильной власти.
Итожим:
Освоившие восточные пространства варяги в необходимом союзе с местной знатью просто принуждены были образовать какую-то форму страхования безопасности своих походов за серебром. Для этого вдоль рек и на волоках им необходимо было завести не просто вики, а вики, соединенные определенной властью, возможно, уже и государственной властью. В этом смысле контроль над крупнейшим транзитным пунктом всей трассы - Ладогой - был необходим безусловно. И потому, безусловно, следовало ожидать, что в связи с провозглашением «Русской земли» Ладога обязательно должна была перейти в руки тех, кто и осуществил в дальнейшем создание «Русской земли».
Были ли это Аскольд или Дир - предположение подкупающее, более того, объясняющее арабские известия, что «первым русским царем был Дира». Но в этом случае увязывается еще и то, что именно шведы прибыли в Ингельсхейм в качестве послов от «хакана русов» - шведы брали и Ладогу, шведы образовали и первое правительство. С этим согласуются и известия (или ко времени ПВЛ - легенды) о войне с Хазарией: по всей логике событий, независимое русское правительство немедленно должно было начать  отвоевывать полный контроль над транзитными путями у хазар. Более того, сохраненный в летописях позднейший алгоритм поведения русских князей:  «захватил власть - начал облагать племена данью - столкнулся с хазарским контролем - начал воевать с Хазарией» - мы имеем полное право применить и к более раннему этапу 830-840-х годов. Отголоски такой возможности сохранились в ПВЛ легендами о хазарской дани. То, что Киев, например, хазарам дань платил и так далее. Из-за этого и  русские послы не смогли вернуться домой нормальным путем, поехали кружным. Похоже на Чечню - Русь объявила о независимости, поехала в Европу, но Хазария в ответ повела войну. В связи с этим хазары и попросили у византийцев инженеров, чтобы те выстроили им крепость Саркел.
К тому же сюда могли примешиваться и вопросы конкуренции между Волжским и Днепровским путями. Дело в том, что по всем данным, первоначальным транзитным путем был Волховско-Волжский с наличием Донского участка, если появлялась надобность дойти до Византии. Торговый путь, ведущий на Каспий, был, судя по всему, хорошо известен восточному географу. Маршрут же, по которому русы шли к Румийскому (Средиземному) морю, был ему незнаком.
Но на этом пути была большая трудность - хазары, которые взимали дань и вообще были монополистами. А монополист всегда находится под соблазном взять больше, чем то в состоянии вытерпеть объект его притязаний. Согласно Б.А. Рыбакову, "хазары взимали торговые пошлины в Керченском проливе (которым широко пользовались русы) и в  Итиле на Волге, через который проходили маршруты разных славянских купцов».
Не исключено, что именно действия хазар в этом направлении подтолкнули скандинавских купцов к поискам новых торговых путей - в обход территорий, которые контролировал Каганат.
Вот и повод к варяго-хазарской войне, в ходе которой хазары перекрыли Волгу - попытка скандинавов выстроить обходной путь. Вот вам, во-вторых, и повод, и причина для создания некоего государственного объединения на пути из Ладоги на юг через Днепр - необходимость вооруженного и административного контроля над трассой в условиях попыток внешней агрессивной силы эту трассу захватить. Вот вам, в третьих, и послы русские (они же шведские) в Византии - собственно, именно о совместных действиях против Хазарии и могли вести речь они в Константинополе.
Итак: отчего кончилось серебро в Скандинавии? - да оттого, что война с Хазарией бушевала! Отчего шведы-послы поехали в Царьград? - просить помощи в этой войне! Тогда и последующий скандинавский натиск на Русь, и установление варяжского контроля над ней, и последующие попытки Олега освободить славянские племена от дани были гигантским планом очищения путей подвоза серебра с юга.
Потому, после набегов 800-810-х годов варяги приступили в 830-840-х годах к колонизации ключевых территорий на транзитном пути восточного серебра. Для этого использовались как мирные, так и военные средства. Сразу же после того, как эти усилия привели к созданию самостоятельного княжества, оно было вынуждено вступить в войну с Хазарией.
Это вторая славяно-скандинавская война.
После этого даты пока надо отставить в сторону - они слишком путаются. Просто описания событий.
Середина IX в.) Варяги из заморья  захватывают г.Ладогу, подчиняют словен, русь, кривичей, чудь, мерю и весь, облагая их тяжелой данью.
850-е) В Ладоге отмечается уничтожение пожаром строительного горизонта этих лет.
859) Варяги взимали дань со славян
В это же примерно время хазары подчиняют полян, северян, вятичей и берут с них дань по серебряной монете и беле с дыма.
Одновременно отмечается натиск шведского (Уппсала) конунга Эйрика Анундсона на Восток, в ходе которого «он покорил Финнланд и Кирьяллаанд, Эстланд и Курланд, и другие восточные земли». Эйрик умер в 882 году в преклонном возрасте. Возможно, это тот ярл Эйрик, который «ходил с боевым щитом повсюду в Гардарике». Следующим Эйриком был только Эйрик Победоносный (ум.994).
В известном сочинении великого исландского поэта и историка Снорри Стурлусона "Хеймскрингла" ("Круг земной") рассказано о тинге -- народном собрании, которое состоялось 15 февраля 1018 года в Уппсале; некий Торгнир сказал тогда: "Торгнир, мой дед по отцу, помнил Эйрика Эмундарсона, конунга Уппсалы, и говорил о нем, что пока он мог, он каждое лето предпринимал поход из своей страны и ходил в различные страны и покорил Финланд и Кирьялаланд, Эйстланд и Курланд и много земель в Аустрленд ("Восточных странах")" 17. [17 Цит. по:Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (первая треть XI в.). М., 1994. С. 73.]
Иоаким сообщает в своей летописи: «Буривой, имея тяжку войну с варязи, множицею побеждаша их и овлада всю Бярмию (возможно, тут -нынешняя Карелия) до Кумени (ныне Кеми-йоки). Последи при оной реце побежден бысть: вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный, иде же князи подвластные пребываху, и тамио, пребывая, умре. Варяги же, абие пришедше град Великий (то есть, в Ладогу) и протчие обладаша и дань тяжку возложиша на словяны, русь и чудь. Людие же терпяху тугу велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына Гостомысла, да княжит в Велице граде. И егда Гостомысл приа власть, абие варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань варягом отрече, и, шед на ня, победи..." [Татищев... С. 115.]
Итожим:
Даты пока не учитываем. Но в 850-х годах варяги, к тому времени больше 10 лет лишенные восточного серебра, устраивают поход на Восток. Судя по географии - от Курляндии до Карелии - поход крупный, хорошо организованный. Если посмотреть у Лебедева, то это будет второй этап экспансии викингов, характеризующийся захватом скота и продовольствия непосредственно в округе военных действий, а также созданием промежуточных баз в прибрежной местности и на островах. Дружины в это время способны к самостоятельным действиям, могут подолгу находиться вдали от родины. Во главе объединений численностью в 100-150 кораблей (до 6-10 тысяч бойцов) стоят хорошо известные вожди, часть из которых становится конунгами захваченных областей. Кроме того, это соотносится и с известным натиском викингов на Западную Европу в 848-849 и 851-852 годах (или 848 и 851).
Все это применимо и к Ладоге, которая и находится рядом с Финляндией-Карелией, и является важным прибрежным укреплением. Не исключено, что именно Эйрик нападал и на Ладогу в это время.
Очень похоже, что нападение завершилось успехом.
Это третья славяно-скандинавская война.
Дальше события развиваются следующим образом. После середины IX в. совместная славяно-скандинавская жизнь на Руси продолжается. Отмечаются первые погребения скандинавов в Гнездове - то есть норманны уже живут в Гнездове как постоянные жители. Аристократическая группа погребений восходит >к местному варяжскому населению. Местная знать носила скандинавские обычаи. Гнездово больше всего похоже на вик, напр.Бирку.
При этом южная Русь осталась независимой. Судя по всему, к этому времени ее отношения с Хазарией стабилизировались. Хазары отстояли свой контроль над вятичами, северянами, радимичами (и позднее подвергаемыми «освобождению» киевскими князьями). Дир и (возможно, его сын) Аскольд удерживают власть в Киеве над полянами. Смоленские кривичи и варяги независимы от обоих центров, как это отражает и летопись (правда, приписывая это позднейшим временам). Киевские русы ходят на Константинополь. Это едва ли проявление силы. Просто для них тоже оказались запертыми ворота на Восток - следствие войны с Хазарией и утраты, скорее всего, связи с тмутороканскими русами - и на Север - вследствие захвата Ладоги Эйриком. Добычу осталось брать только в Царьграде. Это, кстати, может быть и следствием какого-то договора с Хазарией. Точнее, обязано быть следствием - иначе кто отважился бы оставлять Киев без защиты, проходить пороги, оставить себя без тмутороканского тыла и азовско-днепровского шляха? Опыт Святослава показал, как все это важно было и сто лет спустя.
Однако на севере вспыхивает восстание. Связано ли с ладожскими событиями восстание куршей в 855 году, вызвавшее ответный поход шведского конунга Олава, который вновь покорил куршей и возложил на них дань, или нет - не ясно. Возможно, что и связан - летописи указывают на широкую коалицию восставших племен.
(859) Словене во главе с Гостомыслом (?) изгоняют варягов за море. Часть из них во главе с Аскольдом (Оскольдом) уходят на юг, проходят мимо Смоленска, не решаясь его атаковать ("зане град велик и мног людьми"), захватывают Киев и обосновываются там, воюют с древлянами и уличами. А в самом деле - почему бы изгнанным варягам не отправиться на юг? Но было бы опрометчиво утверждать, что именно так и было, хотя и не исключено, что некий отряд (возможно, из-за того, что восстание, как всякое восстание, перехлестнуло через край и вместе с пришлыми варягами начало уничтожать и «своих», а возможно, из-за коллаборационизма местных скандинавов) действительно ушел на юг - «своим» варягам в Скандинавии делать было нечего, а в Киеве все же правили свои. Ведь и позже всяческие новгородские повстанцы бежали в Киева.
Итожим:
Достаточно скоро после шведского захвата севера Руси здесь вспыхнуло восстание. В результате него скандинавов выгнали.
Это четвертая славяно-скандинавская война.
(865) Смерть в Ладоге Гостомысла, не оставившего после себя наследников.
(844) Кончина Гостомысла по сообщению ряда современных ему западноевропейских хроник.
(865) В Словенской земле начинается усобица.
(865-870) Пожар Ладоги, археологически идентифицируемый с гражданской войной. Гибель Любшинской крепости, где также остались не скандинавские наконечники стрел.
(865) На Руси продолжается голодный мор. Аскольд (Дир, возможно, уже умер; во всяком случае, дальше Аскольд действует в источниках один) шлет в Константинополь посольство и просит прислать к ним епископа для крещения Руси. На Русь отправляется митрополит Михаил с 6 епископами. Константин и Мефодий шлют из Моравии на Русь проповедника Наврока. Михаил направляется в Киев. Аскольд, его дружина и киевляне принимают крещение в водах Днепра. Аскольд уничтожает капища Дажбога и Велеса и выдает новоиспеченной митрополии уставную грамоту.
(866) В Словенской земле собираются старейшины от словен, кривичей, веси (возможно, руси) и решают для прекращения усобицы призвать к себе князя со стороны - "или от нас, или от Козар, или от Полян, или от Дунайчев, или от Варяг". В итоге словенское посольство отправляется именно к варягам. Возможно, впрочем, никакого соглашения не было (или оно было сорвано), так что словене обратились к варягам за помощью в борьбе с соседями.
Чем крайне важно это свидетельство - тем, что какое-либо призвание внешней военной силы может случиться лишь только и лишь в результате того, что местный аппарат государственного насилия и принуждения отказал. Почему как довольно низкую можно оценить вероятность указанных в летописях межнациональных столкновений: потому как в таких столкновениях подобный аппарат только организуется, укрепляется и оттачивается - лишь, правда, на более низком, чем наднационально-государственный, уровне - национально-государственном. Что, например, прекрасно иллюстрирует Чечня и вообще история распада СССР. Если бы кривичи, чудь, словене и прочие действительно дрались друг с другом - то не было бы нужды во внешней силе: каждое племя с удовольствием отвоевало бы себе собственную землю, вырезав соседей, и не нуждалось ни в какой форме нового с ними объединения. Но войска Рюрика сыграли роль 20-й Красной Армии в Закавказье в 1920-1921 годах, когда после армяно-азербайджанских войн и резней внешняя сила навязала им жизнь в рамках единого государства.
Следовательно, нам остается только два исторически-логичных варианта: либо Рюрик ворвался в истощенную голодом и гражданской войной землю самодеятельно, воспользовавшись слабостью и хаосом, - либо он был призван, чтобы утихомирить тех, кто представлял одинаковую опасность для всех тамошних племен. Такой опасностью подсказывает история, могли быть опять-таки два варианта - сугубая внешняя угроза, одинаково страшная всем племенам без национального различия, либо интернациональное восстание податного сословия.
Внешняя угроза в этом случае анализируется как не очень страшная. Во всяком случае, вряд ли возможная месть Эйрика или очередной набег викингов могли настолько напугать старейшин племен, что они добровольно готовы были отказаться от собственной власти и передать ее даже не одному из своих - а чужаку с неизвестными намерениями, но с хорошо известной вооруженной силой, которую тот мог применять полностью произвольно.
То есть от внешнего врага едва ли умно защищаться, призывая другого внешнего врага. Тем более - такого же викинга, который к тому же с тем же Эйриком всегда мог бы сговориться. Совместно повоевать и пограбить славян ведь куда безопаснее - и главное, умнее! - чем ради их спокойствия резать друг друга.
Таким образом, если призвание было, остается исторически осмысленным только один вариант - варягов призвали правящие слои, когда обнаружилось, что их контроль над государством утерян и вот-вот будет утеряна сама жизнь.
Если же призвания не было, а был захват, то следует признать его бескровность. Возможно, после голода и гражданской войны никто уже с варягами драться и не мог, и не хотел. Лишь позднее, окрепнув, местные лидеры могли захотеть сбросить власть Рюрика.


Хронология славянского натиска
Хронология Святослава и Святославичей

Обсудим это дело? Тогда жмите сюда

На всякий случай - почта:

И - переход на кольцо "Всемирная история"!
Всемирная история - каталог ссылок


Хостинг от uCoz