Александр Пересвет

БЫЛ ЛИ РЮРИК ЗАПАДНЫМ СЛАВЯНИНОМ?

«…Но меня терзают смутные сомнения, что приведенный Вами отрывок из Ксантенских анналов говорит не о западных славянах, а о датчанах. Насколько я понимаю, Регнхери - идентифицируется как Рагнар Лодброк, а Рорик - вернее всего был королем Хедебю…»

Так написал один из интереснейших моих собеседников в Сети. Отвечая ему, я вдруг поймал себя на том, что углубляюсь и углубляюсь в этот, казалось бы, несложный, но, как выяснилось, очень глубокий  вопрос. Так и родилась попытка проанализировать содержание Ксантенских анналов с точки зрения идентификации не только Рюрика, но и вендов. Которых, как известно, чаще всего относят к западным славянам.

Так что спасибо Вам, Hugy!

Кем же был Рюрик? И кем были венды?

Давйте посмотрим. Операционная линия императора Людовика: Аахен - Майнц - Аугсбург. То есть вдоль левого берега Рейна. И далее в борьбе за наследство сыновья Людовика режутся в основном по этой же рейнской линии.

Правый берег, следственно, был ненадежен. Сверху, с севера, мы видим постоянные нападения "язычников" на Фризию, на Доорстеде.

Какие это могли быть язычники? Судя по тому, что для сухопутного нападения на Фризию надо было пройти саксов, это могли быть только либо сами саксы, либо... Либо даны - но только если те шли морем.

Могли ли саксы тогда считаться "язычниками"? Вряд ли. Во-первых, они уже замирены Карлом, во-вторых, когда в Саксонии поднимается бунт, хронист так и называет саксов саксами.

Остаются только даны. В их числе могли быть, конечно, и славяне, и кто угодно, но это совершенно непринципиально, как я уже говорил: от того, что в русской армии 1812 года были башкиры, еще не выходит, что они победили Наполеона.

А что в середине ненадежного восточного фронтира? Под данами мы видим саксов. Они еще помнят свое поражение от Карла, а «Песнь о Нибелунгах» в эпическом, конечно, формате, но говорит, что даны и саксы могли воевать вместе. Для ликвидации угрозы опасного союза между ними франки строят свои марки и крепости, в частности, Гамбург. Одновременно эти опорные пункты и держат саксов, и «форпостят» против данов и вендов.

Ниже саксов – чересполосица франков, алеманов, тюрингов и баваров. Так или иначе, но эти в германском смысле уже «оцивилизованы», так что в роли врагов выступать не могут.

Итак, треугольник: даны, саксы, франко-немцы. А где место для вендов? А на вендов император отправляется из земли саксов. Венды шлют к нему послов в Саксонию же. Таким образом, на Фризию венды нападать не могут, ибо для этого надо пройти форпостную Саксонию. И когда упоминаются походы норманнов по Рейну или на Галлию, это явные даны.

С другой стороны, император из земли вендов поворачивает на юг и идет против богемов. Венды для него с востока. 

Пока ничего нового не открываю, но просто расставляю фигуры на доске.

А теперь смотрим текст.

834 –« в славнейшее селение Дуурстеде вторглись язычники и опустошили его с чудовищной жестокостью…» Явные даны.

835 – «язычники снова вторглись в земли Фризии, и немалое количество [христиан] было убито язычниками. И они снова разграбили Дуурстеде». Снова даны.

837 – «язычники опустошили Вальхерен и увели с собой многих женщин, захваченных там вместе с неисчислимыми богатствами различного рода». Даны – остров Вальхерен находится в Голландии.

841 – «В том же году по всей Саксонии могущество сервов сильно выросло над их господами и они присвоили себе имя Стеллинга и совершили много безрассудных поступков. И знатные люди той страны были очень подавлены и унижены сервами». Восстание в Саксонии, довольно знаменитое в германской историографии.

844 - «В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гостимусл, остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности». С чего бы? Они же, вроде как, иностранцы? Ответ логический один: венды явно вмешались в саксонскую смуту, а после франкского возмездия либо признали суверенитет Людовика над собой, либо поклялись не вмешиваться в дела его земель. Вероятно, произошло первое, поскольку «когда он ушел, они тотчас нарушили ее» - т.е. клятву.

Иными словами, мы видим аналог очень интересной строки из "Повести временных лет": "варяги имаху дань со словен...", а их затем "прогнаша".

Дальше мы видим ключевые для понимания всей ситуации события.

845 – «В том же году во многих местах язычники наступали на христиан, но из них было сражено фризами более 12 тысяч». Это даны снова пошли мучить своих любимых фризов. Одно примечание: аккурат за год до этого или в этом же году Лотарь отбирает Фрисландию у некоего Рюрика. Назовем его Рюрик №1. Кем был Рюрик, нам пока неважно, но факт, что как минимум шесть лет до отбирания у него Фризии даны на фризов не ходили.

«Другая часть их устремились в Галлию, и там погибло из них более 600 человек. Однако Карл, по причине своей [военной] праздности, отдал им многие тысячи фунтов золота и серебра, чтобы они ушли из Галлии; что они и сделали. Несмотря на это, были разрушены очень многие святые монастыри, и они увели в плен многих христиан». Это – очевидный Рагнар Лодброк, в том году атаковавший Париж.

«В то время, когда это произошло, король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию». Совершенно очевидная попытка восстановить статус-кво. Результат очевиден: венды замирены, но территории свои сохранили формально независимыми: заложники – свидетельство вступления в союзнические отношения, то есть - сохранения суверенитета.

«После же этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вожак нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, пораженный Господом». К сожалению, не будучи «академиком», не имею «бумажного» текста анналов, поэтому не могу с уверенностью сказать, нет ли тут ошибки в имени. Возможно, парня звали – РегнхерН. Впрочем, это совершенно неважно, потому как Регн (Рагн-, Рёгн-) – скандинавский корень («боги» или «власть»), а -хер означает «войско, армия). Иными словами, получается, что вендский вожак – скандинав или германец. Лодброк ли это? Думаю, что нет. Рагн-арр и Рёгн-хер – имена все же разные. Да и умер Лодброк не своей смертью, а был взят в плен англами и брошен в яму со змеями.

«Тогда, посоветовавшись, они бросили жребии, которыми их боги должны были указать им средство к спасению, но жребии упали без пользы. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий упал удачно. Тогда их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели». Здесь мы имеем снова Рорика. Какого? № 1? В сочетании с Регнхерном – похоже, что речь идет о том же дане. Но в то же время из контекста следует, что Рорик этот – венд. Так что назовем его на всякий случай Рюриком №2.

Как разрешить это противоречие? Помогают Бертинские анналы:

845 – «Эрик (Euric), король норманнов, с шестьюстами кораблями, направился вдоль реки Эльбы, чтобы атаковать Людовика Немецкого. Саксы приготовились встретить его, дали бой и с помощью нашего господа Иисуса Христа победили».

То есть сходится весьма многое: некий норманн Эрик пытается напасть на империю через Эльбу – то есть земли вендов. Людовик, собрав саксов – кого же еще в пограничной земле? – идет им навстречу опять-таки в землю вендов. Там происходит битва. Людовик побеждает. Но кого?

Ответ вытекает из самого текста. В силу каких-то причин произошла, вероятно, стыковка двух разных фрагментов текста. Тем не менее, картина вырисовывается однозначная. Венды, узнав, что на них идет император с армией, делают попытку откреститься от осуществляющегося через их земли нападения норманнов. Они засылают послов, дают заложников, но сохраняют свою независимость. С норманнами же у Людовика происходит битва, в которой погибают много агрессоров. После чего по какой-то причине новый вождь их – Рорик №2 – оказывается в сложной ситуации и, по сути, возвращает императору все захваченное.

Что происходит дальше?

846 – «По своему обычаю, норманны разграбили острова Остерго и Вестерго и сожгли Дуурстеде с двумя деревнями на глазах у императора Лотаря, когда он находился в крепости Нимвеген, но был не в состоянии покарать их за злодеяние. Те же возвратились в родные края, нагрузив корабли огромной по размерам добычей [в виде] людей и вещей». Это – снова даны. На войну они плавают, а не ходят, как должны ходить венды, живущие за Эльбой. Впрочем, тут и гадать нечего, поскольку Бертинские анналы прямо указывают: «846. Датские пираты высадились во Фризии. Они оказались в состоянии выбить из людей такие контрибуции, какие желали, и, будучи победоносными в битвах, остались хозяевами почти всей провинции».

А что венды?

«В том же году Людовик отправился из Саксонии за Эльбу против вендов. Он пошел со своим войском дальше против чехов, которых мы называем Beu-winitha, подвергаясь большой опасности».

Иными словами, император оставил вендов на левом фланге и отправился против, очевидно, богемов. Это означает, что он либо замирил вендов, либо победил их. Но поскольку речи о победе не идет, Людовик, скорее всего, снова заключил с ними мир.

На каких же условиях? Интересно, что в это же время действует еще один Рюрик – член княжеского дома из местности с многозначительным названием РУСтринген. У него достаточно сложные отношения с франкскими королями, но известно, что в 841 году вместе со своим братом (или кузеном) Харальдом они атаками на Фризию принудили короля Лотаря дать ее им в лен или управление. Любопытно, что Харальд получил богатый торговый остров, называющийся… ну, конечно! – Вальхерен. Что получает Рюрик, полагаю, нетрудно догадаться: Дуурстеде, т.е. Дорестад!

Радость данов была, однако, недолгой. Харальд умирает – или его убивают, Лотарь пользуется случаем и Фризию отбирает, а Рюрика кидает в тюрьму. Однако тому удается убежать. И оказывается он не где-нибудь, а у короля Людовика! И живет некоторое время в Саксонии, как о том повествуют «Анналы Фульды».

Что же получается? У нас наметился уже третий Рюрик? Причем такой, который явно должен был воевать вместе со своим королем против Рюрика №2? А может быть, ситуация становится понятнее, если предположить, что Рюрик №3 попросту захватил контроль над землей вендов, и при этом был настолько лоялен императору, что тот осмелился подставлять ему свой тыл?

И тут настало время вспомнить Рюрика №1.  Этот тот Рюрик которого выгнали из Фрисланда. То есть – Рюрик №3.

Чтобы не запутаться, попробуем восстановить эволюцию Рюрика №1-3. Итак, в 844 или 845 годах его изгоняют из Фризии. В том же году войско данов нападает на империю со стороны Эльбы. Империя готова к удару и наносит данам поражение. Их вождь погибает. После этого даны возвращают добычу, а у вендов в вождях появляется склонный к христианству Рюрик. Мы его назвали №2. Но не наш ли это знакомый №1-3, который, оскорбившись на Лотаря, решил вместе с данами примерно покарать франков и саксов, но потерпел поражение? Зато сумел каким-то образом оказаться во главе вендов и решил продолжить борьбу. Однако и здесь у него ничего не вышло, с Людовиком пришлось замиряться и превращаться в его вассала – настолько надежного, что ему не боялись показывать тыл.

И на что же это похоже?

Ответ – снова прост до очевидности! Больше всего это похоже на рассказы Иоакимовской летописи о призвании варягов!

Есть тут у нас венды-славяне, которым кто-то наносит поражение и вынуждает платить дань. Есть вождь Гостомысл, который умирает или погибает, оставляя свой народ в положении, когда тот вынужден дать клятву верности чужому королю.

Однако наступает ситуация, когда эту клятву венды рвут. По русской летописи – «изгнаша варяг за море и не даша им дани». После этого, впрочем, лучше вендам не становится, и после ряда сложных испытаний во главе их оказывается норманн Рюрик. Тот самый: №№1, 2 и 3!

Вот вам и ответ на извечный вопрос, было ли призвание варягов! Было! Остались славяне без вождя. Позвали к себе вождем беглеца – вот уж точно пришедшего к ним «со своим домом» (ибо настоящего дома его лишили) и «верными воинами» (которым тоже никак нельзя было оставаться на растерзание ворогам)!

Было призвание! Только… не в Новгороде. А в Полабье, у полабских славян. И лишь потом эти события каким-то образом попали в летописи славян восточных. Впрочем, к тому же всего лишь в виде легенды…

(продолжение следует)




Русские - не славяне
Начало русской истории. Рюрик
Возможная генеалогия Рюрика
Экспозиция вокруг Рюрика
Хронология Рюрика и до Рюрика
Хронология Святослава и Святославичей
Были ли скандинавы на Руси? (ответ оппонентам)
Славяне и русы по арабским источникам
(некоторые замечания по поводу идеи о варягах как южнобалтских славянах)

Национальный состав руси. Анализ имен
Рогволод - славянин или скандинав?
Русские названия днепровских порогов
История славянских войн
Олег и корабли на колесах (из серии недоуменных вопросов)
Форум "Завалинка"
На главную

На всякий случай - почта:

 



Хостинг от uCoz